... однозначную границу между человеком и животным невозможно провести ни по критерию разума, ни по критерию языка, ни по критерию социальности, ни по уровню развития технологий...
... девиантность в контексте философских размышлений о человеке означает не только отклоняющееся поведение на внешнем социальном уровне, но и – прежде всего – отклонение человека от полноты своей человечности…
... поддержание внешнего порядка, подчинение своей жизни определенным правилам, – это та школа порядочности, без которой человек попросту не способен обрести порядок в своей душе...
Категория свободы в системе нравственного обоснования правоохранительной деятельности
... теоретически отрицать свободу можно сколько угодно и в теоретическом отношении это отрицание неопровержимо, однако практически жить так, словно свободы нет, невозможно...
... независимость в каком-то смысле, действительно, составляет важную характеристику свободы, однако она не может служить ключом к настоящему пониманию сущности свободы. Если свободу понимать как независимость, то – нетрудно видеть – свободы нет и быть не может...
Концепция формирования патриотического сознания сотрудников органов внутренних дел России
... перед гуманитарной научной мыслью сегодня стоит очень важная задача духовно-нравственного обоснования места государственных интересов и идей патриотизма в системе жизненных ценностей гражданина России...
… наш мир задыхается без любви в душных любовных объятиях. «Любовь – это все, что вам нужно», – спели когда-то «Битлз», и их призыв как будто бы был услышан…
... добро и зло различаются не своими следствиями и не своим внешним видом, а мотивами. Чем же должен быть продиктован поступок, чтобы он был добром?...
Нравственные основы службы в органах внутренних дел
… демократия подразумевает нравственную зрелость каждого члена общества, доверие общества к проявляемым личным инициативам, уважение обществом мнения каждого человека и согласие каждого человека добровольно подчиниться решению большинства…
… в условиях глобальной взаимозависимости мы, конечно, не можем игнорировать процессы, происходящие в мире, не можем самоустраниться от участия в научно-техническом прогрессе. Но переосмыслить принципы нашего участия в нем представляется необходимым…
… история мировой культуры знает и безбожный морализм, и религиозный имморализм, различные варианты обоснования морали религией, знаменитую попытку Канта обосновать религию моралью, агностицизм и релятивизм в подходе к этим вопросам и даже эстетское или воинствующе материалистическое отрицание как религии, так и морали…
Патриотизм в системе духовных ценностей христианина
… Евангелие говорит не о любви к Родине, а о любви к ближнему. Оно зовет человека не к обеспечению блага и величия земного Отечества, а к обретению сокровища на небесах…
… нравственные нормы и идеалы хранятся и передаются в обществе, в обществе протекает нравственная деятельность, но не общество является законодателем морали…
Проблема онтологической и аксиологической легитимации позитивного права
… кризис легитимации права тесно связан с внутренней логикой либерально-демократического цивилизационного проекта, причём сам этот проект в современном мире теряет потенциал собственной легитимности и не способен стать реальной опорой легитимности права…
… призывы к коллективному покаянию являются, по сути, оружием в политической борьбе, которое активно используется «обиженными». За примерами такой политики не придется далеко ходить, в XX веке дивиденды с чужого покаяния – дело обычное…
Реальность и подлинность свободы как философская проблема
… культивирование представлений о свободе как о вседозволенности, как о жизни, целиком определяемой прихотями и желаниями индивида, является, во-первых, идеологией разрушения духовных основ общества, а во-вторых, – манипулятивной технологией разрушения личности…
… фундаментальное отличие безбрачия от брака – участвовать или не участвовать в продолжении рода, оказывается второстепенным перед лицом высшего предназначения этих форм жизни – духовного совершенствования человека…
Религия и мораль как формы духовной жизни и как средства социального контроля
… саморегуляция общества вовсе не нуждается в моральном обосновании: в животном мире мы видим гораздо более стабильные отношения между членами сообщества без всякой опоры на моральные нормы, да и в человеческой истории наиболее упорядочены наиболее безнравственные общества…
… распространенное противопоставление светской и религиозной культуры, как независимых друг от друга явлений, не вполне корректно. С гораздо большим основанием можно говорить о их неразрывной связи, а также о том, что светская культура возникает как продукт обмирщения религиозного сознания…
Проблема смертной казни: криминологический, социальный и нравственный аспекты
… риск судебных ошибок, действительно, всегда был, есть и будет, уродливость «работы» палача, действительно, вне всяких сомнений, смертные казни, действительно, никогда не могли радикально сократить преступность, однако…
Смертная казнь как юридическая и нравственная проблема
… смертная казнь, приводимая в исполнение в цивилизованных рамках и применяемая как исключительная мера наказания, в незначительной мере предупреждает совершение преступлений, однако, она не обладает значительной общей превенцией…
… гуманистическая эпоха, предполагающая, что по природе своей всякий человек добр, породила идеал перевоспитания преступника, снятия с его души уродливых напластований зла, пробуждения в нем истинных человеческих качеств…
… смысл жизни есть именно потребность в точном значении этого слова. Потребность есть то, что насущно, то, что существенно необходимо, без чего жизнь человека, по меньшей мере, терпит серьезный ущерб или вовсе невозможна…
Традиции семьи в духовной перспективе современности
… никто не может отнять у нас традиционных ценностей. Опора на эти ценности способна обеспечить и возрождение традиционности жизни, – не со старыми, и не с новыми традициями, а с изначальными, но вечно живыми, рожденными сегодня, но отражающими всегдашние здравые понятия о жизни…
… утрата европейской культурой традиционных ценностей является причиной как внутреннего ее ослабления, так и напряженности в отношениях с другими культурами…
Философский материализм и его аксиологические последствия
… в рамках последовательно материалистического мировоззрения, которое мы описали, многие привычные понятия теряют свой смысл, либо так сильно трансформируются, что узнать их в этом новом обличии становится трудно…
"Христолюбивое воинство" как духовный идеал служен
… к числу распространенных предрассудков относится убеждение, что христианство противопоказано человеку с оружием в руках. Сказано же «не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39)…