Нравственные основы службы в органах внутренних дел
Давно уже известно, что решение проблем этики всегда уходит корнями в онтологию. Вопрос «что я должен делать?» неизбежно отсылает мысль к вопросу «что есть вообще человек в мире?», а кризис нравственного сознания личности и общества всегда связан с утратой ясности понимания собственного бытия.

Мир, который человек обнаруживает вокруг себя, таков, каков он есть, – выбирать не приходится. Ситуация, в которую ты попал, представляет собой неотвратимую реальность, но в любой ситуации человек может и должен сам решать, как ему в этом мире жить и что ему с этой ситуацией делать.

Современный мир представляет собой реальность весьма тяжелую во многих отношениях, и особенно в отношении нравственном. Все без исключения традиционные нравственные категории, нормы и ценности подвергаются в современном мире активному переосмыслению и извращению. Этот нравственный кризис все более явно угрожает уже самому существованию человечества, проникая во все поры общества. Но наиболее болезненно сказывается нравственный упадок современной цивилизации на правоохранительных органах, которые по своему существу призваны обеспечивать хотя бы тот минимальный уровень нравственного порядка в общественной жизни, который выражен в законодательстве. В качестве показательного примера мы позволим себе сослаться не на многократно поминаемую в связи с этим российскую правоохранительную систему, а на передовую американскую Фемиду.

Как сообщает 23 сентября 2013 г. из Вашингтона корреспондент ИТАР-ТАСС Андрей Шитов, «очередной вопиющий пример коррупции стал достоянием гласности в США». По сообщению пресс-службы ФБР в Техасе, бывший местный судья Эйбел Лимас был недавно приговорен к шести годам тюрьмы за то, что «брал взятки и откаты» за «заказные» решения. За восемь лет их общая сумма превысила четверть миллиона долларов. Согласно распространенному пресс-релизу, до занятия в 2001 году судейской должности в округе Камерон 59-летний Лимас был адвокатом, а ранее служил в полиции. «Глубина коррупции была поразительной, – отметил агент ФБР Марк Грипка, участвовавший в расследовании дела. – Но еще больше шокировало то, как дешево продавал судья Лимас свои услуги. Брал за нужное решение то 300 долларов, то 500. И это при том, что его годовой оклад составлял около 100 тыс. долларов». Впрочем, не всегда так дешево: «В частности, Лимас был уличен в сговоре с адвокатами одной из сторон при рассмотрении дела о разбившемся вертолете, по которому ему причитался “аванс” в 100 тыс. долларов и 10 % от окончательной суммы платежей по иску. Они составили 14 млн. долларов». Разумеется, такие масштабы злоупотреблений судьи были бы невозможны, не будь рядом столь же предприимчивых блюстителей закона. Благодаря сотрудничеству судьи Лимаса со следствием «были раскрыты коррупционные преступления и в местной прокуратуре. Выяснилось, что окружной прокурор Армандо Вильялобос за 80 тыс. долларов помог осужденному за убийство человеку “временно” оказаться на свободе, причем без залога. Тот скрылся и с тех пор числится в розыске». А всего под суд в результате расследования ФБР отдано 10 человек 1.

Нравственная гнилость человеческого материала способна свести на нет любые законодательные, организационные, надзорные, поощрительные и карательные усилия по наведению порядка. Даже годовой оклад в 100 тысяч долларов (то есть примерно в десять раз больше, чем сейчас получают сотрудники российской полиции) не гарантирует честности. Даже очень хорошее знание нормативной базы не делает человека служителем закона. Тем более не устрашат потенциальных коррупционеров шесть лет тюрьмы, полученные упомянутым выше продажным судьей, как не устрашат и более строгие санкции: человек, преступающий закон, о наказании думает мало, он надеется наказания избежать. Разве что перспектива расстрела по упрощенной форме судопроизводства с конфискацией всего имущества семьи могла бы оказаться сколько-нибудь действенной профилактикой, но… только в том случае, если судьи этого трибунала будут честны и неподкупны. – «А судьи кто?..»

Все это самым настоятельным образом ставит проблему духовно-нравственного воспитания как в масштабах всего общества, так и – с особенной остротой – в отношении людей, призванных защищать законность и правопорядок. Воспитание нравственно здоровой, духовно сильной, ориентированной на высокие идеалы служения личности сотрудника правоохранительных органов – это задача очень сложная. А формирование соответствующих устойчивых традиций профессиональной культуры – дело тем более трудное и долгое, но иного пути исправить ситуацию просто не существует. Особую значимость в связи с этим приобретает нормативное правовое регулирование профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, которое ранее осуществлялось Кодексом профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 (далее – Кодекс) 2, недавно признанным утратившим силу. По самому своему смыслу он был призван выполнять не только регламентирующую функцию, но и быть нормативной базой духовно-нравственного воспитания личного состава.

В порядке ретроспективы охарактеризуем ту модель нормативного регулирования профессиональной этики, которая была создана в 2008 году и просуществовала пять лет. Кодекс открывался преамбулой, в которой декларировались основания принятия этого нормативного документа. Речь шла об определенном понимании современного состояния российского общества и стратегического вектора развития российского государства. В свете этих потребностей и вызовов современности органы внутренних дел призваны обеспечить качественно новый уровень взаимодействия с гражданским обществом. Решающее значение при этом имеет формирование и совершенствование профессионально-нравственных качеств сотрудника органов внутренних дел. Преамбула не имела нормативного значения, но она ясно определяла общественную миссию Кодекса, приоритеты и ориентиры, лежащие в основе его формирования: Кодекс был принят «исходя из приоритетных задач по защите жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, поддержанию общественного спокойствия, законности и правопорядка». На первом месте в числе названных приоритетных задач стояла защита жизни и здоровья, законных прав и свобод каждого человека. Решать к действительному благу общества вторую часть заявленной двуединой задачи – поддержание общественного спокойствия, законности и правопорядка – возможно только исходя из этого приоритета. В основе человеческих понятий о естественном праве лежит признание высшей ценностью достойной, внутренне самостоятельной и внешне свободной жизни каждой человеческой личности, ее духовного достоинства и нравственных обязанностей. Забвение этого ценностного приоритета личности лишает правоохранительную деятельность нравственной опоры и дискредитирует всю государственную систему власти.

В обосновании общей концепции и конкретных предписаний Кодекса его авторы апеллировали к фундаментальным нравственным ценностям, имеющим общечеловеческий характер. Такая апелляция не является дежурной фразой, поскольку вся деятельность сотрудника органов внутренних дел нацелена в конечном счете на защиту нравственных устоев общества. Охрана правопорядка и обеспечение общественной безопасности призваны не просто гарантировать предсказуемость, спокойствие и удобство жизни человека, они имеют высокий нравственный смысл. Деятельность всей правоохранительной системы и органов внутренних дел в частности должна обеспечить соответствие общественной жизни понятиям о справедливости, о человеческом достоинстве, о братстве людей как основе существования общества. Этим понятиям должен, прежде всего, соответствовать тот, кто защищает правопорядок. К требованиям гражданского долга, общего для всех сознательных граждан, присоединяются в этом случае требования долга служебного.

Упоминалось в преамбуле Кодекса и о том, что он являлся олицетворением ожиданий общества по отношению к моральному облику сотрудника. Очевидно, что правопорядок обеспечивается вовсе не самим фактом наличия законов, правопорядок держится на уважении к закону, на признании норм закона в качестве обязательных правил поведения, на личной готовности безусловно соблюдать требования закона. В связи с этим одним из важнейших факторов обеспечения правопорядка является уважение граждан к служителям закона, что предполагает повышенные требования к их моральному облику. Моральный облик сотрудника полиции должен соответствовать не «средним стандартам», характерным для данного общества, а именно повышенным требованиям. Закон дает сотруднику полиции определенные права, однако для того, чтобы эти права реально «работали» необходимо заслужить нравственное «право на уважение, доверие и поддержку со стороны народа», о чем и говорилось в Кодексе уже в преамбуле. Как и всякий нравственный авторитет, такое уважение и доверие зарабатывается очень трудно, долгой добросовестной службой на благо Отечества, а потерять их можно легко и быстро. Однако общество вправе ждать от сотрудника полиции высоких профессионально-нравственных качеств, и соответствовать этим ожиданиям – служебный долг каждого гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.

Особую значимость в рамках Кодекса имела вторая глава, раскрывающая нравственные основы службы в органах внутренних дел. Условия службы в органах внутренних дел, как и условия воинской службы, настоятельно требуют, чтобы те возвышенные нравственные понятия, которые в обыденной жизни обывателя часто выступают как отвлеченные и туманные, были наполнены предельно конкретным и реальным смыслом. Для человека, живущего спокойной размеренной жизнью, действительно, могут отходить на второй план и не переживаться так остро проблемы смысла человеческой жизни и смерти, сущности добра и зла, противодействия злу, человеческого достоинства, свободы и ответственности, гражданского долга, Родины. Однако для сотрудника органов внутренних дел, который ежечасно находится на самом острие борьбы с реальным злом, который повседневно соприкасается в своей деятельности с «изнанкой» жизни общества и должен порой рисковать собственной жизнью, – для такого человека перечисленные проблемы обретают предельную глубину и конкретность.

Изложение нравственных основ службы в органах внутренних дел начиналось в статье четвертой с рассмотрения общих требований гражданского долга (единых для всех граждан России) и их преломления в служебной деятельности сотрудника полиции.

Прежде всего, как декларировал Кодекс, «каждый гражданин Российской Федерации, вступающий в ряды сотрудников органов внутренних дел, посвящает свою жизнь исполнению Долга беззаветного служения Отечеству и защиты благородных общественных идеалов: свободы, демократии, торжества законности и правопорядка».

Формулировка «гражданин… посвящает свою жизнь» не должна восприниматься как простая риторическая фигура, как красивый, но пустой оборот речи. Слово «посвятить» имеет корень «свят», – «посвящение своей жизни» означает отдачу себя на служение чему-то для тебя святому. «Жизнь, посвященная чему-то» – это жизнь, всецело поставленная в связь со святыней, с тем, что для человека свято. Такой святыней для сотрудника органов внутренних дел должно быть исполнение «Долга беззаветного служения Отечеству и защиты благородных общественных идеалов: свободы, демократии, торжества законности и правопорядка».

Именно осознание долга и верность долгу образуют сущность нравственного сознания и нравственной жизни человека, недаром это фундаментальное нравственное понятие употреблено в Кодексе с заглавной буквы. Долг сотрудника органов внутренних дел состоит в беззаветном (то есть безоговорочном, чуждом всякого расчета, забывающем о личных интересах) служении Отечеству и в защите благородных общественных идеалов (то есть возвышенных понятий о том, как должна быть устроена жизнь общества).

В качестве таких идеалов Кодекс называл свободу, демократию, торжество законности и правопорядка. Свобода – это фундаментальная нравственная ценность, неразрывно связанная с понятием о высоком достоинстве каждой человеческой личности, ее праве на самоопределение. Свобода в качестве общественного идеала предполагает независимое от внешнего принуждения, опирающееся на собственные убеждения выстраивание человеком своей личной жизни. Обеспечение личной свободы граждан есть одна из важнейших задач права.

Однако не менее важной, фундаментальной задачей права является определение меры, то есть пределов личной свободы человека. С этой задачей права и правоохранительной деятельности сопряжен другой общественный идеал, о котором говорил Кодекс: торжество законности и правопорядка. Этим идеалом предполагается упорядоченность общественной жизни по единым нормам закона, которые добровольно принимаются каждым гражданином. Правопорядок означает безопасность личности и общества, стабильное устройство и гарантированную последовательность хода общественной жизни.

Общественные идеалы свободы и правопорядка имеют одинаково высокую значимость в рамках нравственного сознания, однако согласование этих идеалов между собой представляет серьезную проблему. Дурно понятая свобода явно подрывает основы правопорядка, а слепо насаждаемый порядок подавляет свободу.

Демократия, как общественный идеал, означает, что сам народ, исходя из единства в понимании общего блага, организует свою собственную жизнь. Демократия подразумевает нравственную зрелость каждого члена общества, доверие общества к проявляемым личным инициативам, уважение обществом мнения каждого человека и согласие каждого человека добровольно подчиниться решению большинства в вопросах устройства общественной жизни, даже если это решение расходится с его точкой зрения. При этом сфера личной жизни остается неприкосновенной, суверенной территорией свободы человека. Идеал демократии удачно согласует идеалы свободы и правопорядка в гармоническом единстве.

В реальной жизни общества описанные общественные идеалы всегда воплощаются только частично и претерпевают определенное искажение. Достичь идеального состояния общества невозможно. Но для того, чтобы реальная жизнь не деградировала, чтобы люди и общество в целом не теряли человеческого облика, они должны иметь эти высокие благородные идеалы. Утрата общественных идеалов неизбежно ведет к гибели данного общества. На сотрудниках органов внутренних дел лежит, таким образом, ответственность за судьбу Отечества, беззаветного служения которому требовал от них Кодекс. Главным содержанием этого беззаветного служения и должна быть защита благородных общественных идеалов, раскрытых выше.

В Кодексе был сформулирован высший нравственный смысл служебной деятельности сотрудника, каковым «является защита человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод». Практическая деятельность полиции складывается из нескончаемого ряда больших и мелких мероприятий, направленных на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, на предупреждение и пресечение преступности и правонарушений. Для того чтобы эта работа не стала безликой рутиной и причиной профессиональной нравственной деформации, необходимо всегда помнить, – ради чего все делается. Тот высший нравственный смысл службы, который указывается Кодексом, должен определять характер деятельности сотрудника в каждом конкретном служебном вопросе.

Высший нравственный смысл службы, декларированный Кодексом, предполагает, что покушение на жизнь и здоровье, оскорбление чести, унижение достоинства, ущемление прав и свобод любого отдельного гражданина является угрозой для общественной жизни в целом. Нет такого члена общества, интересами которого можно было бы пренебречь. При этом люди, не имеющие социальной поддержки, оказавшиеся в бедственном положении, «на обочине жизни», тем более нуждаются в защите своих прав со стороны государства.

Нравственные принципы жизни противостоят естественному «закону джунглей», который, безраздельно царствуя в природе, оказывает деструктивное влияние и на человеческую жизнь. В человеческом обществе также есть «сильные» и «слабые», но, для того чтобы сохранять собственное человеческое достоинство, человек должен поступать вопреки законом зоологии, он должен защищать «слабых» против «сильных мира сего», должен уважать человеческое достоинство в каждом, даже «маленьком» человеке. В деятельности сотрудника органов внутренних дел эти нравственные коллизии возникают гораздо чаще, чем в жизни простых граждан.

Высокая мера личной ответственности сотрудника органов внутренних дел за судьбу своего Отечества уже упоминалась выше. Она основана на том, что сотрудник полиции не просто охраняет общественный порядок и обеспечивает общественную безопасность в социальноправовом плане, он, по сути дела, стоит на защите фундаментальных нравственных принципов жизни и общественных идеалов, без которых само существование общества невозможно. Даже занимаясь повседневными и «мелкими» делами службы, он, в сущности, стоит на переднем рубеже борьбы со злом, удерживая общество от сползания в распад и хаос. Сотрудник органов внутренних дел призван своей собственной жизнью утверждать значимость основополагающих нравственных ценностей, и вся его служебная деятельность должна этими ценностями вдохновляться. В качестве первой такой ценности Кодекс называл «гражданственность – как преданность Российской Федерации, осознание единства прав, свобод и обязанностей человека и гражданина». Гражданственность проявляется в неравнодушии к общественным делам и проблемам, в активной жизненной позиции, стремящейся решить каждый вопрос, исходя из понятий о правде и справедливости. С гражданственностью несовместима терпимость к любым злоупотреблениям и нарушению прав и свобод человека, независимо от того, где, кем и в какой форме эти негативные проявления допускаются.

Далее называлась «государственность – как утверждение идеи правового, демократического, сильного, неделимого Российского государства». Утверждать идею правового, демократического, сильного и неделимого Российского государства сотрудник органов внутренних дел должен всею своей повседневной деятельностью. Ориентация на государственность как нравственную ценность означает рассмотрение всех общественно значимых вопросов с точки зрения государственных интересов. Постоянно мыслить в государственном масштабе – обязанность высших руководителей государства, однако хотя бы в некоторой мере иметь в виду этот масштаб и соотносить с ним свою повседневную деятельность должен каждый государственный служащий, и в том числе – каждый сотрудник органов внутренних дел.

И, наконец, последней третьей основополагающей нравственной ценностью службы был назван «патриотизм – как глубокое и возвышенное чувство любви к Родине, верность Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, избранной профессии и служебному долгу». Любовь к Родине, как и всякая вообще любовь, – это, прежде всего, самоотдача. Патриотизм означает готовность жертвовать своими силами, временем, своим спокойствием, здоровьем и даже самой жизнью ради блага Родины. Для сотрудника органов внутренних дел, как указывал Кодекс, любовь к Родине выражается в верности Присяге, верности избранной профессии, верности своему служебному долгу. Как подчеркивал Кодекс, верность высшим нравственным ценностям ставит сотрудника органов внутренних дел в непосредственную связь с духовными основами человеческой жизни вообще и с исторической духовной традицией нашей Родины.

Статья пятая Кодекса рассматривала профессиональные долг, честь и достоинство, которые «являются главными моральными ориентирами на служебном пути защитника правопорядка и наряду с совестью составляют нравственный стержень личности сотрудника органов внутренних дел». Будучи основаны на общечеловеческих нравственных принципах (выраженных в требованиях совести), эти качества являются профессионально ориентированным преломлением общечеловеческой нравственности.

Как декларировал Кодекс, «Долг сотрудника состоит в безусловном выполнении закрепленных Присягой, законами и профессионально-этическими нормами обязанностей по обеспечению надежной защиты правопорядка, законности, общественной безопасности». Как уже отмечалось выше, чувство долга является базовым нравственным чувством, а исполнение нравственного долга составляет смысл и содержание нравственной жизни. Профессиональный долг сотрудника органов внутренних дел регламентирован не только нравственным законом, данным человеку через «голос совести», но и определенными нормативными актами: Присягой, юридическим законодательством, ведомственными нормативными документами.

Безусловность исполнения требований долга означает, что эти требования обсуждению не подлежат. Имеющиеся конкретные объективные условия должны учитываться при выборе путей и способов исполнения долга, но сама необходимость исполнения долга никакими условиями обставлена быть не может. Размышлять можно и нужно о том, как лучше, полнее и правильнее исполнить долг, но не о том, нужно ли его исполнять. Сомнение в необходимости исполнения долга – есть уже начало предательства.

Далее, «Честь сотрудника выражается в заслуженной репутации, добром имени, личном авторитете и проявляется в верности гражданскому и служебному долгу, данному слову и принятым нравственным обязательствам». Понятие чести, таким образом, указывает на высокую нравственную оценку качеств человека со стороны общества. Как и многие другие важные нравственные понятия, «честь» иногда понимается искаженно, в ложном смысле. Это происходит, когда ради «чести мундира» предлагается «не выносить сор из избы», жить по принципу круговой поруки и, исходя из ложно понимаемого товарищества, покрывать недостойное поведение коллег. Настоящая честь обретается вследствие того, что каждый сотрудник в отдельности и весь коллектив как целое основывают свою жизнь и служебную деятельность на высоких нравственных идеалах. Обладать настоящей честью – означает быть честным по отношению ко всем и ко всему. Только человек, честно себя ведущий, честно исполняющий свой долг, достоин уважения.

И, наконец, – «Достоинство неразрывно связано с долгом и честью, представляя собой единство морального духа и высоких нравственных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе и других людях». Как только что было сказано, достоин уважения только тот, кто честно исполняет свой долг. Именно поэтому Кодекс указывал на неразрывную связь достоинства с долгом и честью. Человеческое достоинство вообще состоит в том, что в человеке главенствует дух. Личное достоинство сотрудника органов внутренних дел представляет собой высокую и яркую форму проявления этого общечеловеческого достоинства, поскольку деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности требует от человека максимального проявления морального духа и высоких нравственных качеств.

«Символом чести и достоинства, доблести и славы служит знамя органа внутренних дел», – указывал Кодекс, и это не случайно. Слово «знамя» в русском языке происходит от слова «знамение», то есть – знак, имеющий священный смысл. Изначально «знамение» – это религиозное понятие, обозначающее проявление в видимой форме некоего действия свыше. Боевое знамя символизирует все то, за что идут в бой и умирают защитники Родины. Знамя воинской части или органа внутренних дел символизирует историю этого формирования, его боевые и служебные традиции, его честь и славу, доблесть и верность своему долгу, оно знаменует собой духовно-нравственный смысл служения, те ценности и идеалы, на которые призван ориентироваться каждый, встающий под это знамя.

Влияние декларированных Кодексом духовно-нравственных ориентиров на служебную деятельность проявлялось в конкретных нравственных принципах, то есть первоосновных нравственных правилах, определяющих пути, способы, формы и методы решения служебных задач. Содержательному их раскрытию была посвящена шестая статья Кодекса. Нравственные принципы службы, как указывал Кодекс, «воплощают безусловные требования профессиональной и общественной морали к деятельности органов внутренних дел», – это абсолютные требования, относящиеся ко всей служебной деятельности в целом и к каждой конкретной ситуации в частности. Они сохраняют всю свою полную силу и значимость, несмотря ни на какие меняющиеся условия.

Первым в шестой статье был назван нравственный принцип гуманизма, «провозглашающего человека, его жизнь и здоровье высшими ценностями, защита которых составляет смысл и нравственное содержание правоохранительной деятельности». Принцип гуманизма заключается в безусловном уважении личного достоинства каждого человека, независимо от его социального положения и совершенных им деяний. Преступник должен понести наказание, но никто не вправе унижать его человеческое достоинство. Бесчеловечно относясь к кому бы то ни было, человек, тем самым, лишает себя нравственного права стоять на защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, и, по существу, предает смысл и нравственное содержание правоохранительной деятельности.

Далее декларировался принцип «законности, определяющей признание сотрудником верховенства закона, а также его обязательности к исполнению в служебной деятельности». Принцип законности заключается в признании безусловного приоритета требований закона над любыми другими мотивами и целями. Ни один закон, принятый в обществе, не действует автоматически, сам по себе, закон проводят в жизнь люди. Поэтому наличие в обществе нравственно здорового, действенного правосознания является гораздо более значимым фактором обеспечения общественного порядка и безопасности, чем наличие законов. Органы внутренних дел занимают особое место в практике правоприменения, в силу которого принцип законности приобретает в их деятельности особую конкретность и особую значимость. Принцип законности, как и прочие нравственные принципы, о которых идет речь в данной статье, абсолютен, он сохраняет свою безусловную значимость по отношению к каждой ситуации и к любой «мелочи». Нет и не может быть ситуации, в которой от закона можно было бы отступить. Не бывает «мелкого и простительного» отступления от принципа законности. Закон должен быть исполнен, законность должна восторжествовать в любом случае, – таков один из важнейших принципов деятельности сотрудника органов внутренних дел.

Следующий принцип – объективности – тесно связан с предыдущим – принципом законности. Правовое государство предполагает равенство всех граждан перед законом, поэтому на служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел никак не должны сказываться его личные симпатии и антипатии, личные интересы, личные чувства и настроения. Принцип объективности требовал рассматривать каждую ситуацию так, как она есть, в соответствии с реальным положением вещей, не вставая на чью-либо частную точку зрения, а оставаясь над ситуацией, как бы «глядя на нее сверху», рассматривая только факты.

Принцип справедливости – является одним из основополагающих начал всей правовой системы, он призван быть и важным нравственным ориентиром в деятельности сотрудника органов внутренних дел. Целью права и правоохранительной деятельности является не просто поддержание порядка, установление общепринятых правил поведения, обеспечивающих общественную безопасность и стабильность жизни граждан, – очень важным требованием к закону и к деятельности людей, его представляющих, является обеспечение справедливого решения возникающих проблем, то есть того, чтобы каждый получал то, что заслужил. На практике определить это точное соответствие заслуженного и полученного всегда очень непросто, поскольку каждый человек оценивает свои и чужие заслуги (положительные и отрицательные) субъективно. За словами о справедливости часто скрывается зависть или другие нравственно порочные чувства. Однако ни трудности в определении справедливой меры наград и наказаний, ни искажения нравственного смысла принципа справедливости не отменяют высокой значимости этого принципа. Для того чтобы верно следовать принципу справедливости, необходимо опираться также на вышеназванные принципы законности и объективности. Хотя нормы законов не всегда идеально указывают справедливое решение конкретной ситуации, однако они выражают общественное понимание справедливости применительно к данному типу ситуаций. Поэтому именно требования закона должны служить наиболее значимым ориентиром при формировании личных понятий о справедливости. Не менее значимо при поиске справедливой меры воздействия сохранять объективность, исходить из объективной стороны дела.

Принцип коллективизма и товарищества – сохраняет свою значимость в любых областях человеческой жизни. Однако для тех людей, чья профессиональная деятельность связана с прямым и активным противодействием злу, с исполнением требований служебного долга в экстремальных ситуациях, зачастую с риском для жизни, принцип товарищества является одной из фундаментальных основ профессиональной этики. Только следуя принципу «сам погибай, а товарища выручай», можно успешно действовать в сложной оперативной обстановке, которая по напряженности порой не уступает боевым условиям. Только уверенность во взаимной поддержке в любых ситуациях служебной деятельности обеспечивает коллективу сплоченность, и необходимый потенциал в решении служебных задач.

Принцип лояльности – основывается на рассмотренных выше нравственных ценностях государственности и патриотизма. Он означал сознательное принятие человеком государственных интересов как ориентира в повседневной деятельности и чувство собственного идейного единства с системой государственной власти. Сотрудник органов внутренних дел в любой ситуации и при любом развитии событий обязан быть на стороне государства. Это предполагает не только верность присяге в критические моменты жизни страны, но и повседневную поддержку государственной политики. Не все меры, предпринимаемые государством, могут находить однозначное понимание и одобрение в контексте личных интересов и гражданской позиции сотрудника. Однако открытое выражение несогласия с решениями государства, гласная критика государственных и общественных институтов и должностных лиц государства совершенно недопустимы со стороны действующего сотрудника органов внутренних дел. Речь идет, таким образом, о нравственном выборе: либо, несмотря на отдельные моменты своего личного несогласия с некоторыми государственными мерами, сотрудник сохраняет общую преданность государственным интересам и готовность служить своему государству, – и в этом случае он должен воздержаться от любого публичного (включая личные беседы) выражения этого несогласия; либо сотрудник приходит к сознанию невозможности держать при себе свое критическое отношение к направлению государственной политики, – и в этом случае он должен покинуть ряды органов внутренних дел и высказывать свое критическое мнение в качестве члена гражданского общества. Требование лояльности не означает лицемерия, оно означает необходимость сознательно и твердо определиться: берешь ли ты на себя обязанности по служению государству, или сохраняешь за собой право критически высказываться в его адрес.

Принцип политической нейтральности – тесно связан с рассмотренными выше принципами политической лояльности и объективности. Сотрудник не имеет права вставать на чью-либо сторону в политической борьбе, тем более участвовать в деятельности любых политических партий и движений. Партия (от латинского «pars» – часть) всегда выражает интересы некоторой части общества, любая партия или политическое движение имеет оппонентов, а органы внутренних дел призваны, служа закону, служить всему народу в целом. Противоборство различных интересов и мнений, конкуренция, споры и дебаты бывают полезны для политического процесса, но там, где речь идет о защите прав и свобод граждан, эти политические моменты не должны присутствовать вообще. Сотрудник органов внутренних дел не может быть членом какой бы то ни было политической партии, поскольку он защищает интересы общества в целом. Сотрудник не должен допускать, чтобы политические мотивы каким бы то ни было образом влияли на его служебную деятельность. Личные политические симпатии и антипатии, собственное мнение по политическим вопросам должны отступить перед служебным долгом объективного и законного разрешения любой ситуации.

Принцип толерантности – означает признание законного права и реальной возможность каждого человека придерживаться своих национальных, религиозных социокультурных традиций не в ущерб интересам общества в целом. Различия людей, касающиеся национального менталитета, религиозных норм, поведенческого этикета необходимо знать и учитывать в служебной деятельности с тем, чтобы не оскорбить человека другой культуры. Однако эти различия не могут быть причиной нарушения законности и объективности. Совершенно недопустимо унижение человеческого достоинства по национальному и религиозному признаку. Сотрудник органов внутренних дел должен воздерживаться даже в частном внеслужебном общении от высказываний, содержащих элементы вражды и неприязни по отношению к национально-религиозным группам, или демонстрирующих насмешливое, презрительное отношение к ним, а также от употребления слов, являющихся оскорбительными эпитетами и ярлыками.

Последняя часть шестой статьи подчеркивала безусловную значимость перечисленных нравственных принципов. Эти принципы не имели исключений, они не могли быть «смягчены» в угоду обстоятельствам. Эти принципы не являлись отвлеченными «красивыми словами», они должны были быть действенным руководящим началом всей повседневной служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел.

Отклонение от этих нравственных принципов неизбежно приводит к профессиональной нравственной деформации и чревато самыми серьезными последствиями. Оценить степень соответствия мировоззрения конкретного сотрудника указанным принципам, разумеется, непросто. Однако именно в такой оценке состоит главная задача по профилактике дисциплинарных проступков, правонарушения и преступлений среди личного состава.

Изложенные нравственные принципы службы находили свое выражение в конкретных нравственных обязательствах сотрудника органов внутренних дел, о которых говорилось в статье седьмой. Прежде всего, сотрудник был обязан «признавать приоритет государственных и служебных интересов над личными». Это требование выражало основное нравственное условие профессиональной состоятельности сотрудника органов внутренних дел. Профессиональная деятельность сотрудника является по своему смыслу служением закону и народу, то есть всецелой отдачей себя делу утверждения и защиты норм закона и обеспечения безопасности общества. Перед этим «Долгом беззаветного служения Отечеству и защиты благородных общественных идеалов» (ч. 1 ст. 4 Кодекса) должны отступить на второй план любые личные интересы.

Такая иерархия ценностей – «прежде думай о Родине, а потом о себе» – должна быть результатом сознательного и волевого решения, которое человек принимает, вступая в ряды сотрудников органов внутренних дел, и которое должно постоянно подтверждаться и укрепляться в ходе служебной деятельности в отношении к каждому конкретному делу.

Очевидной также была обязанность сотрудника «служить примером строгого и точного соблюдения требований законов и служебной дисциплины в профессиональной деятельности и частной жизни, оставаться при любых обстоятельствах честным и неподкупным, преданным интересам службы». Это требование напрямую вытекает из лежащих в основе служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел принципов законности и объективности, декларированных в предыдущей статье. Именно в осуществлении на практике указанных принципов первостепенным образом выражается преданность сотрудника интересам службы, верность его своему профессиональному долгу. Честность и неподкупность, безукоризненная верность нормам закона и служебной дисциплины являются надежным обеспечением профессиональной чести и достоинства сотрудника органов внутренних дел.

Не менее значимой являлась и обязанность «относиться нетерпимо к любым действиям, оскорбляющим человеческое достоинство». Это требование напрямую вытекает из фундаментального нравственного принципа деятельности сотрудника органов внутренних дел, – гуманизма, согласно которому защита жизни и здоровья, чести и личного достоинства, законных интересов, прав и свобод человека составляет высший нравственный смысл этой деятельности. Нетерпимое отношение к любым действиям, оскорбляющим, унижающим человека, причиняющим ему боль и страдания, должно выражаться в активном утверждении абсолютной недопустимости таких действий, в твердом убеждении, что такие действия не могут быть оправданы никакими целями. Иногда человеку кажется, что ради большой и правильной цели можно применить «не очень правильные» средства и такой высокой целью защиты правопорядка эти неправильные средства могут быть оправданы, кажется, что не неважно, каким путем засадить преступника, главное, чтобы он был наказан. Это в корне неверная логика. При помощи беззакония невозможно обеспечивать законность. Из того, что преступник вел себя безнравственно, жестоко и бесчеловечно, из того, что он причинял людям страдания, не следует, что так можно вести себя по отношению к нему. То, что он вел себя таким образом, составляет его преступление, которое мы осуждаем; ведя себя бесчеловечно, он посягнул на фундаментальные нравственные принципы человеческой жизни. Сотрудник органов внутренних дел призван эти основополагающие нравственные принципы человеческой жизни утверждать и охранять, поэтому он не имеет права уподобляться преступнику, пытаясь «отплатить ему тем же». Преступник растлевает свое собственное человеческое достоинство, уподобляя себя животному. Сотрудник органов внутренних дел должен не опускаться на этот уровень звериных разборок, а наоборот, – перевести ситуацию на уровень человеческой жизни с ее человеческими нравственными законами, предполагающими уважение к личности и ответственность этой личности за совершенные деяния.

Сотрудник обязан «быть мужественным и неустрашимым перед лицом опасности… проявлять твердость и непримиримость в борьбе с преступниками, применяя для достижения поставленных целей только законные и высоконравственные средства». Мужество и неустрашимость, о которых идет речь, не являются просто психологическими свойствами человека, они основаны на беззаветной верности долгу, на том, что человек заранее уже посвятил и полностью отдал свою жизнь интересам службы. Высшее человеческое достоинство заключается в том, чтобы быть в состоянии пожертвовать свою жизнь ради того, что для тебя свято. Если человеку есть за что отдать свою жизнь, – то он живет в подлинном смысле слова по-человечески и жизнь его имеет настоящий смысл. Для сотрудника органов внутренних дел жизнь и здоровье граждан, обеспечение их безопасности являются безусловными приоритетами в любой экстремальной ситуации. Принцип гуманизма, декларированный в предыдущей статье Кодекса, предписывал не только гуманное обращение с людьми, он требовал также и активной помощи – вплоть до самопожертвования – тем, кто в нашей помощи нуждается. При этом проявляя «твердость и непримиримость в борьбе», необходимо ясно различать то зло, с которым мы боремся, и людей, которые, даже будучи порою носителями зла, остаются людьми, то есть высшей нравственной ценностью. Со злом никаких компромиссов быть не может, с нарушением норм закона и нравственных принципов жизни мириться недопустимо. Но в отношении к человеку – каким бы он ни был – такая однозначность невозможна, любой человек заключает в себе самые разные возможности, и хорошие и плохие. Устранено должно быть зло, а не человек. Порою человек настолько срастается с тем злом, которое он творит, что зло можно устранить только вместе с этим человеком, изолировав его от общества и, может быть, навсегда. Но это возможно именно вследствие того, что человек сам себя нераздельно соединил со злом. Правоохранительная система должна до последнего стараться разделить зло и человека, как его носителя, – зло уничтожить, а человека спасти.

Последней в перечне, но не последней по значимости являлась обязанность сотрудника «хранить и приумножать служебные традиции органов внутренних дел». Это требование основано на принципе коллективизма и товарищества, а также на общем нравственном смысле служения закону и народу. Не все, что стало привычным, не все порядки, сложившиеся в деятельности конкретных органов внутренних дел, следует считать служебными традициями. Традиция, по смыслу слова, это то, что соединяет человека с первоначалами его существования. Культурные традиции дают человеку прикоснуться к первоистокам культуры, к ее вечным смыслам и их особому преломлению в жизни народа. Служебные традиции органов внутренних дел – это все те нравственные ценности, нормы и правила личного поведения и служебного общения, которые находят свое закрепление в служебных ритуалах и моральном климате коллектива, которые передаются через формальное и неформальное наставничество и позволяют каждому сотруднику приобщиться к смыслу своего служения. Через служебные традиции обретают зримое воплощение все нравственные принципы службы в органах внутренних дел, о которых шла речь в данной главе. Приобщая каждого сотрудника к высшему нравственному смыслу его деятельности, служебные традиции обеспечивают тем самым глубокое единство между членами служебных коллективов, – единство на основе общих нравственных идеалов и общего служения.

Как подчеркивалось в Кодексе, именно «безупречное выполнение нравственных обязательств обеспечивает моральное право сотрудника на общественное доверие, уважение, признание и поддержку граждан». Заслужить моральное право на общественное доверие, уважение и поддержку граждан можно только безусловной верностью профессиональному этическому кодексу, верностью нравственным принципам службы, верностью высшему нравственному смыслу своего служения. Только высокое нравственное достоинство личности сотрудника органов внутренних дел является гарантом высокого общественного статуса его службы. От того, насколько удастся сделать актуально значимыми для личного состава нравственные основы служебной деятельности, зависит успех проводимых в настоящее время реформ органов внутренних дел.

Как видим, разработчики Кодекса учитывали многие концептуальные моменты при его подготовке. Говорить об этом документе сейчас приходится лишь в прошедшем времени, а сотруднику органов внутренних дел следует руководствоваться более общим кодексом поведения государственного служащего. Тем не менее ниша «профессиональной этики служебного поведения» не может оставаться незаполненной, учитывая тем более специфические особенности статуса сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Литература
1. В Техасе судья приговорен к шести годам тюрьмы за взятки Электронный ресурс // ИТАР-ТАСС Информационное телеграфное агентство России. URL: http://www.itar-tass.com/c11/ 885641.html (дата обращения: 3 нояб. 2013 г.).
2. Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации Электронный ресурс: приказ МВД РФ от 24 дек. 2008 г. № 1138. Документ официально опубликован не был. URL: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/dg-postanovlenija/w5g.htm (дата обращения: 3 нояб. 2013 г.).