Категория правопорядка в системе нравственной культуры
Нравственная культура как отдельной личности, так и общества в целом представляет собой сложное системное образование. При анализе внутренней взаимосвязи понятий, составляющих концептуальный каркас нравственной культуры, нередко выделяют в качестве базовых ее ценностей порядок и свободу. С одной стороны, нравственная культура человека общества ориентирована на то, чтобы подчинить жизнь определенным правилам, внести упорядоченность в отношения людей, обеспечить их солидарность в чувствах и действиях. С другой стороны, нравственная культура ориентирована на максимально полное раскрытие нравственного достоинства личности человека, которое выражается в его духовной свободе.
Нельзя не признать, что эти ценностные ориентации существенно отличаются друг от друга. Следствием этого различия нередко является противопоставление порядка и свободы, как на обыденном уровне, так и в научных и философских текстах, – вплоть до утверждения о двух разных типах морали: статической, подавляющей свободу личности во имя солидарности и порядка в обществе, и динамической, утверждающей свободу личности как высшую ценность. Такое противопоставление совершенно непродуктивно в теоретическом смысле и разрушительно в практическом отношении. Порядок без свободы вырождается в мертвящую схему, а свобода без порядка превращается в развращенную расслабленность. Теряя связь друг с другом, порядок и свобода теряют и собственную позитивную значимость. Только в том случае, когда порядок является основанием для творческой свободы, он обретает свой истинный смысл. Только в том случае, когда свобода созидает порядок все более высокого уровня, она достигает своей цели.
Взаимосвязь порядка и свободы, как ценностей нравственной культуры, обеспечивается их соподчиненностью общим конечным целям нравственного воспитания и нравственной жизни человека. Свобода дана как условие возможности нравственного поступка и нравственной оценки, – как исходное условие нравственной жизни в целом. Свобода, в духовном своем измерении, образует также и высшую предельную цель этой нравственной жизни. Однако внутреннее содержание нравственной жизни человека и общества имеет в своем основании категорию порядка.
Недаром слово порядочность, как синтетическая характеристика высоких нравственных качеств человека, имеет корнем порядок. В понятие порядочность входит так много, что определить его «в двух словах» совершенно невозможно, а вот одним словом фундамент этого многогранного понятия вполне задан. Слово порядок вполне определяет фундаментальный смысл всех тех разнообразных нравственных проявлений, которые мы имеем в виду, говоря о порядочности.
Порядочный человек руководствуется в своей жизни нравственным порядком вещей и вносит порядок во все, к чему прикасается. Тот порядок мыслей, чувств и принципов, который существует во внутренней жизни такого человека, организует и вокруг него порядок внешней обстановки: порядок в обращении с вещами, порядок в отношениях с людьми, порядок в распределении времени, порядок в делах. Порядочный человек – это ответственная и созидательная личность, – имея дело с ним, можно быть уверенным в его серьезном отношении к своему делу и своему слову. Высшей социально значимой ценностью нравственной культуры является именно порядочность человека, и воспитание порядочности есть главный социальный смысл нравственного воспитания вообще.
Внешняя упорядоченность жизни, о которой было упомянуто выше представляет собой не только закономерное выражение нравственного порядка души, – внешний порядок может и должен быть одним из важных средств привития душе этого внутреннего порядка. Внешними формами нельзя, коне чно, подменять подлинную нравственную культуру, но эти внешние формы могут быть средством ее воспитания. Не зря всякая высокая культура всегда связана со множеством внешних «условностей», а та простота, которая «хуже воровства», означает бескультурье и хамство. Порядочность в человеке невозможно воспитать, игнорируя внешнюю организацию его жизни. Поддержание внешнего порядка, подчинение своей жизни определенным правилам, – это та школа порядочности, без которой человек попросту не способен обрести порядок в своей душе, стать сознательно ответственным, нравственно зрелым, порядочным человеком.
Тем более важно это в том случае, когда речь идет о человеке, который сам призван воспитывать других. Принцип «встречают по одёжке» особенно ярко проявляется во взаимоотношениях наставника и воспитуемого. Немыслимо прививать кому-то нормы порядочности, самому ведя при этом беспорядочную жизнь разгильдяя. Авторитет воспитателя создается в первую очередь его внешним обликом, его внешним образом жизни. Этот авторитет должен быть, конечно, затем подкреплен и душевными, нравственными качествами человека, но начинается он с внешней порядочности.