Смысл патриотизма
Памяти замечательного человека и яркого философа
Николая Дмитриевича Зотова-Матвеева
В конце 2006 года была подготовлена к изданию наша совместная с супругой монография «Семья как быт и бытие в истории и жизни», и так уж вышло, что открывается она посвящением светлой памяти Н.Д. Зотова. Его кончина 29 ноября стала для нас без преувеличения личным потрясением. Даже если смерть наступает «после долгой продолжительной болезни», она все равно неожиданна и не имеет оправданий перед лицом живого чувства любви. Н.Д. Зотов был дорог очень многим людям, «замечательный человек и яркий философ», – так было сказано о нем тогда, в почти десятилетней давности посвящении, и эти же слова я хочу повторить вновь.
Лучшей памятью о мыслителе и лучшим проявлением уважения к нему является отклик на его мысль, творческий диалог с нею. С Николаем Дмитриевичем мы всегда были единомысленны в главном, и тем интереснее всегда было для меня общение с этим человеком, который не переставал удивлять не только оригинальными путями своей мысли, но и великолепными находками на этих путях.
Я хотел бы посвятить его памяти не только уже высказанные слова искреннего уважения, но и некоторые теоретические размышления, которые – надеюсь – чем-то могут быть созвучны его мировоззрению, – созвучны тому, что он сам мог бы написать сегодня.
Смысл патриотизма
Президент России В.В. Путин не так давно назвал патриотизм единственной возможной национальной идеей России, и многое говорит о том, что тема патриотического воспитания взята государством под особое покровительство. В этом тренде есть большая правда, и меня это, конечно, радует, я сам патриот. Особенно радует это, если вспомнить оголтелое шельмование самого понятия «патриотизм» в приснопамятные и еще не столь давние 90-е годы.
В то же время многие уважаемые мною люди (имен называть не буду, – это и публичные люди, и просто знакомые, – не в личностях дело) выражают опасения по поводу такого политического тренда, видя в нем аналогии даже и с фашизмом, как итальянского, так и немецкого типа. «Личность – ничто, государство – всё», – вот куда, по их мнению, ведет накачивание патриотической темы. И если к этому, действительно, ведет подъем патриотических настроений в обществе, то я тоже буду против него. Очевидно ведь, что он может туда привести.
Нет такой высокой и святой вещи, которую нельзя было бы извратить. Любовь вообще – самая высокая вещь и на земле и на небе, любовь к Отечеству в частности. Извращения в этой сфере бывают ужаснее и мерзостней всего. Да, собственно, и сама человеческая свобода, являющаяся по своей сути основой величия человека и его настоящего человеческого достоинства, не извращается ли она порой в позорное и страшное самоуничтожение человека? Однако опасность извращений – вовсе не повод отказываться от свободы.
Что такое Родина, Отечество? Конечно, не в березках она, не в родных даже людях и уж, конечно, не в идеологических штампах. Родные пейзажи и родные люди, государственность и ее атрибуты могут символизировать Родину, но ею самой не являются. САМА Родина это слишком глубокое и слишком масштабное понятие в жизни человека, чтобы его можно было определить в научных (или псевдонаучных) терминах. Может быть, так: Родина это то, откуда вырастает человеческое бытие, индивидуальное и общественное, – та историческая, культурная, ландшафтная, социальная, семейная почва, куда человек уходит корнями, чему обязан он своим существованием. Человек ведь не с неба падает, – самим фактом своего существования, а также всем базовым содержанием этого существования он обязан родителям и – шире – Родине.
Не родители, и не Родина дают человеку жизнь, а Бог. Но эта Богом данная жизнь кладется Им в руки родителей и в почву Родины. Жизнь человека с самого ее начала вручена родителям и человек может вырастать и раскрываться в своих человеческих качествах только, укоренившись в мире человеческой культуры. Этим и определяется значимость Родины для человека: вся твоя жизнь выросла именно отсюда, – из этих природных ландшафтов, из этой человеческой истории, из этого народного говора, из песен и запечатлевшихся в детской памяти картин жизни.
Нельзя быть полноценным человеком, не испытывая благодарности родителям и Родине. Но человек – это больше, чем только чье-то порождение и средство продолжения родовой жизни, человек есть образ и подобие Божие и ценность его души, его личности перевешивает весь мир на весах Божьих. То, что происходит с личностью, определяет все существо происходящего в мире.
Если любовь к родителям и к Родине, если жертвенное служение Отечеству является для человека свободным подвигом, раскрывающим и созидающим настоящую высоту его личности, – такой патриотизм свят.
Если преданность семье и коллективным интересам народа нивелируют личность человека, если служение этим ценностям строится на мистике «коллективной личности» народа, расы, партии, – то такой патриотизм имеет сатанинский характер.
Собственно говоря, есть две сатанинские крайности, подрывающие основы человеческой жизни: индивидуализм, возведенный в абсолют, и возведенный в абсолют коллективизм. У дьявола две руки, и если ты не берешь предлагаемое справа, он протягивает то же самое слева (и прямо в политическом смысле тоже).
Я часто встречаю мнение о том, что индивид и его права абсолютны, – вплоть до провозглашения основой жизни и нравственности так называемого «разумного эгоизма». И часто слышу противоположные рассуждения о мистике народной души, о «коллективном разуме», о «тектонических процессах истории», в которых для личности нет места, в которых она должна раствориться, отдав себя без остатка интересам этого Целого. Но и то, и другое – от лукавого.
Да, личность есть высшая ценность, но… Для настоящего и всецелого самораскрытия личностного бытия необходимо жить любовью и самопожертвованием.
Да, историческое бытие народа имеет свою логику, оно образует собой культурную традицию, определенным образом связывающую человека с первоосновами его бытия в мире, именно в историческом бытии народа реализованы все те ценности, которыми живет человек, но… Только затем и существует историческая память народа и его культурный универсум, чтобы было возможным каждому человеку лично обрести связь с вечностью, вступить в личные отношения с Бытием.
Не должна быть Родина чем-то внешним для личности, – ни таким внешним, которому личность подчинена, ни таким внешним, которое обслуживает интересы личности. Любовью к Родине созидается личность, – не только ею, но без этой любви никак невозможна полнота личности. Именно в личном достоинстве человека, имеющего высшим законом жизни совесть, просвещенную личным отношением к Богу, находит свое оправдание историческое бытие народа и все те культурные богатства, которые он произвел.
А без Бога… Свято место пусто не бывает. На место Бога начинает претендовать человеческое «Я», индивидуальное или коллективное. Разница между этими вариантами, конечно, есть, но финал один и тот же, – полное расчеловечивание человека, сведение жизни к продолжению рода, к получению удовольствий и к болезненной гордыне. «Ум, отступивший от Бога, делается скотским или бесовским» (св. Григорий Палама).