... европейская цивилизация, взятая как культурно-исторический тип, стала уже по факту своей жизни атеистической. В основной массе людей религиозная вера сохранилась как атавизм, никак не влияющий на их жизнь...
Духовность и государственность в христианской мировоззренческой парадигме
... государство возникло из усилия подчинить всю без остатка жизнь человека и общества достижению религиозно-духовных целей, но, возникнув, оно очень быстро обрело самостоятельную значимость...
... неоплатоническое всеединство несовместимо с идеей творения мира, и никакие попытки как западных, так и русских мыслителей не могли эту несовместимость преодолеть...
Идея соборности и догмат Троицы: богословские предпосылки философского принципа
... мировоззренческую значимость идеи соборности Абсолюта можно яснее понять, если присмотреться к тем интеллектуально-философским и жизненно-практическим выводам, к которым ведет отрицание догмата Троицы...
Иерархическая структура бытия и проблема единства сущего
... единство мира состоит не в его материальности и не в его духовности, и не в его «жизненности», – ни одна из этих сфер не может обосновать единство бытия мира, не может преодолеть «экстерриториальность» других онтологических сфер...
"Исламское государство": религиозный идеал и террористический лозунг
... в своем замысле ислам как религия предполагает в качестве своего необходимого условия ислам и как политическую власть, и как разветвленную правовую систему, и как единственную философскую доктрину, и как бытовую культуру...
... уникальность федоровского учения в том, что оно сращивает воедино русскую патриархальность и западный субъективизм, доводя их до крайности, создавая некий мегаобщинный супрагуманизм, научно-религиозную этику общинного сверхчеловечества...
... очень важно наглядным образом продемонстрировать, что религии отличаются не второстепенными подробностями, а принципиальными способами понимания человека, мира и Бога, предельными эсхатологическими упованиями...
Концепция религиозного закона и христианство: философско-правовой анализ
... человек с живой совестью и способный к осмыслению себя переносит акцент с внешнего на внутреннее, рассматривая исполнение закона как путь нравственного и духовного самосовершенствования...
... глубокая искренняя вера в существование высшей абсолютной Инстанции, стремление установить живую и как можно более полную связь с ней, глубокое убеждение в первостепенной жизненной значимости этой веры и этой устремленности, беззаветное служение религиозным идеалам, – все это способно возвести человека на вершины нравственного совершенства...
… наш мир задыхается без любви в душных любовных объятиях. «Любовь – это все, что вам нужно», – спели когда-то «Битлз», и их призыв как будто бы был услышан…
… в XVI – XVII веках формируются пантеистические, деистические, а в перспективе и материалистические тенденции в развитии науки. В конечном счете, свой изначальный религиозный смысл наука начинает реализовывать через самообожествление…
… история мировой культуры знает и безбожный морализм, и религиозный имморализм, различные варианты обоснования морали религией, знаменитую попытку Канта обосновать религию моралью, агностицизм и релятивизм в подходе к этим вопросам и даже эстетское или воинствующе материалистическое отрицание как религии, так и морали…
… вместо осмысления собственной личности как совершенно уникального акта бытия, человек в философии, начиная с античности, стал подводить самого себя как вид под общее понятие Бытия…
Патриотизм в системе духовных ценностей христианина
… Евангелие говорит не о любви к Родине, а о любви к ближнему. Оно зовет человека не к обеспечению блага и величия земного Отечества, а к обретению сокровища на небесах…
Проблема взаимонепонимания римо-католичества и православия
… ничто внешнее не мешает любой епархии быть автокефальной церковью, ибо она кафолична, она вмещает в себя все, что ей необходимо вмещать. Связанность епархий в единство поместной церкви, как и связанность поместных церквей в единство так называемой Восточно-православной церкви, достигается факторами и качествами внутреннего плана…
… нравственные нормы и идеалы хранятся и передаются в обществе, в обществе протекает нравственная деятельность, но не общество является законодателем морали…
Различие "всеединства" и "соборности" как онтологических принципов
… есть принцип бытия как такового, и в этом смысле является неотъемлемым предметом философии во все времена и у всех философов. Однако сознательное и ясное утверждение и разработка этого принципа возможна только в том случае, когда мысль философа опирается на сколько-нибудь чистый личный жизненный опыт соборного единства…
Религиозная онтология как логическая предпосылка всякой деонтологии
… самое парадоксальное и, безусловно, неприятное для Сартра обстоятельство заключается в том, что в отсутствии Бога становится невозможным не только никакое требование, обращенное к свободной воле человека (то есть нравственный долг), но становится невозможной сама эта свободная воля…
… фундаментальное отличие безбрачия от брака – участвовать или не участвовать в продолжении рода, оказывается второстепенным перед лицом высшего предназначения этих форм жизни – духовного совершенствования человека…
Религия и мораль как формы духовной жизни как средства социального контроля
… саморегуляция общества вовсе не нуждается в моральном обосновании: в животном мире мы видим гораздо более стабильные отношения между членами сообщества без всякой опоры на моральные нормы, да и в человеческой истории наиболее упорядочены наиболее безнравственные общества…
… распространенное противопоставление светской и религиозной культуры, как независимых друг от друга явлений, не вполне корректно. С гораздо большим основанием можно говорить о их неразрывной связи, а также о том, что светская культура возникает как продукт обмирщения религиозного сознания…
… непосредственная соотнесенность всякой вещи с Абсолютом обуславливает возможность реального многоголосия в мире, того многоголосия, которое является логической предпосылкой согласия…
Философия и религиозный характер бытия человека (доказательства бытия Бога)
… вопрошание о бытии как истинный модус присутствия человека в мире, призванность к пониманию, к тому, чтобы дать бытию слово, – все это фактически говорит об одном и том же: человек живет связью с вечностью…
… человек открывает в себе некую сферу, которая в мир никак не вписывается, которая принципиально недоступна для эмпирически-научного фиксирования, которая невыразима даже в языке, которую можно именовать экзистенцией…
… христианство создает предпосылки формирования научного подхода к изучению мира, предполагая, что существует некий стоящий за физической реальностью целесообразный замысел мироздания и его идеальная структура…
"Христолюбивое воинство" как духовный идеал служения
… к числу распространенных предрассудков относится убеждение, что христианство противопоказано человеку с оружием в руках. Сказано же «не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39)…