Ресурсы радикализации религиозных учений в социальном пространстве современной России

Начиная с XVIII в. религию различным образом хоронят (просвещение, позитивизм, марксизм, сциентизм, экзистенциализм и т. п.), однако она остается существенной частью общественного сознания. Видимо, надо признать, что она выступает выражением каких-то неотъемлемо присущих человеку свойств его природы. При этом социальная роль религии явно неоднозначна.
С одной стороны, религия обеспечивает солидарное единство общества, является одной из форм социального контроля, но с другой стороны, она способна быть ресурсом освобождения человека от всякой внешней власти, поскольку напрямую соединяет человека с той инстанцией, которая выше всякой власти. Эти ее свойства могут проявляться как в конструктивной, так и в деструктивной форме.
На первый взгляд любая традиционная религия способна дать высокие образцы человеческого совершенства в виде своих святых. Однако любая религия имеет не только возможность, но и реальные примеры изуверства (ложное, упорное верование при ненависти к разномыслящим и готовности пострадать за это; фанатизм, нетерпимость [1, с. 55]). Все зависит от того направления, которое имеет у человека религиозная жизнь (либо «снизу вверх» – возвышение своей жизни к Богу, либо «сверху вниз» – основанное на сознании абсолютной значимости и непогрешимости своих религиозных идей, навязывание жестких норм регламентации жизни).
Изуверство (фанатизм) и деструктивные проявления возможны в любых религиях, однако конкретика этих проявлений существенно зависит от вероучительной основы той или иной религии и от ее исторического опыта. Поэтому, несмотря на сходство социальных проявлений изуверства в различных религиозных традициях, не только идейное, но даже и оперативное противодействие таким проявлениям требует учета конкретики упомянутых традиций. В контексте обозначенной темы предполагается рассмотреть в основном идейную сторону этого противоборства, противодействия радикальным религиозным концепциям. Следовательно, нам придется сосредоточиться на «темной стороне» этих религиозных традиций, хотя каждая из них имеет и «светлую сторону».
Радикальный ислам (исламизм)
В рамках вероучения и исторической практики ислама можно указать несколько моментов, которые при определенной тенденциозной интерпретации могут служить источниками радикальных и даже экстремистских концепций. Прежде всего необходимо отметить тесное соединение в исламе светской и духовной власти вплоть до полного слияния.
Пророк Мухаммед при жизни был для своих последователей одновременно и религиозным авторитетом, и средоточием земной власти: законодателем, правителем, судьей, военачальником. Если точнее, единственным возможным законодателем для организации человеческой жизни ислам считает непосредственно Всевышнего. Пророк потому и рассматривался как средоточие всей власти, что через него давалось откровение свыше.
Преемники пророка – халифы – откровений от Бога уже не получали, однако их роль в мусульманской общине была такой же: одновременно и светский владыка, и религиозный лидер. Классический ислам не предполагает для мусульманина возможности жить под иной властью, кроме власти мусульманского правителя.
Особую роль при формировании концепций радикального ислама играет понятие «священной войны». Изначально оно предполагало защиту мусульманской веры и мусульманской общины с оружием в руках. В течение десяти лет пророк Мухаммед вел такую войну с языческой Меккой, и этому посвящены многие аяты Корана.
Все населенное людьми пространство разделяется в исламской концепции на «землю мира» – страны, где живут мусульмане под властью мусульманского правителя; «землю перемирия» – страны, где правители не мусульманские, но мусульман при этом за веру не преследуют; «землю войны» – страны, где правители враждебны исламу.
Важно то, что традиционный ислам не рассматривает христиан и иудеев как неверных. Неверными могут быть только язычники, отрицающие единого Бога. Под «землей перемирия» подразумеваются как раз христианские и иудейские страны, в которых нет преследования мусульман.
Как правило, Коран говорит о священной войне применительно к случаям нападения на мусульман со стороны неверных, однако ряд мест в тексте понимается и в смысле возможности инициативной войны в целях обращения неверных в истинную веру.
Исторические предпосылки для формирования радикальных исламистских концепций образует деятельность так называемых салафитов, сторонников «чистого, первоначального ислама», ратующих за «очищение» религиозной веры и практики от любых нововведений (от всего, чего не было во времена пророка). Наиболее известен Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, имя которого стало нарицательным в «ваххабизме».
При этом исламский экстремизм как по своим историческим корням, так и по роли в XX в. является во многом произведением и инструментом западной геополитики. Ибн Абд аль-Ваххаб стоял у истоков политического движения, освободившего Саудовскую Аравию от влияния Османской империи и приведшего ее под контроль Великобритании.
Современный исламизм эксплуатирует именно эти перечисленные ресурсы радикализации исламского вероучения и религиозной практики. Системное противодействие радикальному исламизму должно иметь в своей основе культивирование традиций российского ислама.
Псевдохристианские учения
Говоря о псевдохристианстве, мы имеем в виду не столько формальный, сколько содержательный признак; не столько организационную оппозицию признанным религиозным группам, сколько отход от евангельского духа христианства. Основным фактором радикализации религиозных учений, возникающих на почве христианства, является эсхатологическая тема. В отличие от любых других религиозных традиций христианство утверждает, что самое главное центральное событие человеческой истории уже произошло: две тысячи лет назад, согласно христианской вере, Бог воплотился на земле, стал человеком, для того чтобы спасти всех людей, и, действительно, спас их своей смертью и воскресением из мертвых. С этого момента начались «последние времена», и длятся они уже две тысячи лет.
В первые десятилетия после евангельских событий христиане жили в ожидании очень скорого Второго пришествия Христа и конца света. В последующие века эти эсхатологические ожидания время от времени обострялись и часто были откликом на исторические потрясения. Тема конца мира сама по себе не является для христианства главной, однако она неразрывно связана с самыми важными пунктами христианской веры.
С предсказаний очень скорого конца света в XIX в. началась история Адвентистов седьмого дня, а также признанной экстремистской и запрещенной в России организации Свидетели Иеговы. В начале XX в. мировая война и революции вызвали новый всплеск эсхатологических ожиданий (в том числе новые предсказания конца света от Свидетелей Иеговы). Подобные настроения связаны с введением штрих-кодов, глобализацией, цифровизацией, компьютерными технологиями и т. п.
На фоне скоро ожидаемого конца мира и Страшного суда все привычные ценности жизни оказываются поколеблены или совсем отброшены. По этой причине псевдохристианские учения, эксплуатирующие эсхатологическую тему, ориентированы антиобщественно и антигосударственно. Уже упомянутые Свидетели Иеговы были едва ли не единственной религиозной организацией, отказавшейся от любого сотрудничества с нацистскими властями Германии в 1930-е гг. и подвергшейся за это жестким репрессиям. Произошло это не потому, что иеговистам была особенно противна нацистская власть, а потому что они вообще всякую государственную власть и любые религиозные организации, кроме себя, считают царством дьявола. Этот вероучительный радикализм иеговистов на практике не особенно проявляется, поскольку уже смягчился в ходе истории, а у новообразованных эсхатологических псевдохристианских сект он стал едва ли не самой главной чертой. Системное противодействие радикальным псевдохристианским учениям должно иметь в своей основе христианское просвещение народа.
Неоязычество
Суть язычества – это вера в то, что у каждого народа, у каждого племени свои собственные боги. При этом в язычестве часто сохраняется сознание того, что над всеми этими богами – покровителями гор, лесов, полей и рек, а также человеческих племен есть какой-то единый высший Бог-Творец, но язычники предпочитают к нему не обращаться, а иметь дело с более близкими к земле существами, задабривать их, просить у них помощи.
Традиционное язычество в цивилизованных странах не сохранилось, за исключением некоторых народов, не утративших в силу ряда причин изолированного образа жизни. Модное в настоящее время неоязычество (родноверие) – целиком продукт искусственной реконструкции. Особенно это касается так называемого славянского язычества, не оставившего никаких письменных текстов и живой традиции. То же самое можно сказать о большинстве возрождаемых языческих культов малых народов России. Неоязычество почти всегда мимикрирует под традиционную веру.
Существует несколько факторов, обусловливающих возможный социально деструктивный потенциал неоязыческих общин.
Во-первых, язычество вообще, а неоязычество в особенности – мощная подпитка для национализма. Поддержка национальных культур важна для российского общества, национализм разрушителен для него.
Во-вторых, язычество по своей сути говорит не о личных отношениях с Богом, а о коллективной соотнесенности рода с божествами. Человек согласно такому подходу веру не выбирает, он от рождения принадлежит к определенному культу предков и сил природы. В неоязычестве религиозный выбор личностью, конечно, совершается, но осознается он как возвращение к родовому сознанию. Человек осознает себя как часть большого родоплеменного организма, уходящего корнями вглубь истории. Это одновременно дает ощущение приобщенности к коллективной силе и освобождает от личной ответственности.
В-третьих, понятия добра и зла в язычестве, и особенно в неоязычестве, часто рассматриваются как относительные: боги и сами небезупречны в нравственном отношении, и служение им не предполагает нравственных ориентиров.
Список источников
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: современное написание : в 4 т. М., 2002. Т. 2.