Добросовестно и грамотно проведённый предварительный этап научного исследования представляет собой надёжный фундамент плодотворной научной работы. Получение значимых в научном отношении результатов невозможно без этой подготовительной работы. Однако, конечно, само получение нового научного знания уже не может быть уложено в какие-либо готовые алгоритмы. Даже понятие метода, в котором этимологически заложено «движение вслед за чем-то», «следование по проложенной колее», тем не менее, обязательно предполагает применение творческого подхода. Одной методологической техники, конечно, недостаточно для проведения настоящего научного исследования, но эта техника совершенно необходима для того, чтобы исследования было по-настоящему научным.
Помимо рассмотренных в этом учебно-практическом пособии, есть и другие важные методологические нормы научной деятельности: нормы научного языка, нормы оформления текста исследования, нормы цитирования, оформления сносок и библиографических описаний и т.п. Упражнения для отработки навыков применения этих норм разрабатывать вряд ли целесообразно, – эти навыки формируются и совершенствуются в процессе реальной научной деятельности с помощью научных руководителей, рецензентов, научных редакторов и более опытных коллег.
Тем более, невозможно придумать упражнения для формирования и совершенствования навыков представления научных результатов и выводов по проведённому исследованию. Здесь можно только сформулировать наиболее значимые требования и правила. Будет нелишним в заключении данного пособия именно это сделать, поскольку не только предварительный этап научного исследования, но и этап оформления его результатов слишком часто в подготавливаемых научных работах является методологически неудовлетворительным. Этот этап тоже как бы не входит в само научное исследование, однако неудачное его исполнение способно перечеркнуть даже очень неплохое по научному содержанию исследование: неспособность показать результаты, методологически неграмотное их изложение сводят на нет все исследовательские (и даже небесплодные) усилия.
Основных форм представления научных результатов существует две: научная новизна и положения, выносимые на защиту. Речь в них идёт примерно об одном, но результаты представляются разными способами.
Формулируя пункты научной новизны, необходимо отчётливо показать, какие именно новые научные результаты получены автором в представленной работе. Это значит, что:
1. Речь должна идти не том, что автор впервые для себя узнал в ходе исследования, а о том, какое новое знание он открыл для науки.
2. Глаголы «проанализировано», «исследовано», «изучено», «проведено сравнение» и т.п. – неприемлемы для формулировок научной новизны. Необходимо указать, какое именно новое знание получено в результате анализов, исследований, изучений и сравнений.
3. Формулировки «предпринята попытка», «высказано предположение», «рассмотрен вопрос», «обращено внимание» и т.п. – также неприемлемы для пунктов научной новизны. Необходимо указать, удалась ли предпринятая попытка, подтвердилось ли предположение, что выяснилось при рассмотрении вопроса, какое новое знание получено при обращении внимания на какой-то аспект исследуемой реальности. Даже если впервые предпринята попытка, впервые высказано предположение, речь должна идти не о попытках и предположениях, а о результатах.
4. Слова, которыми следует начинать изложение пунктов научной новизны: «доказано», «обосновано», «выявлена закономерность», «выработан подход», «разработана концепция» и т.п.
Очень хорошо, когда при изложении научной новизны присутствует слово «впервые». Даже если темы рассматривается не впервые, то, может быть, какой-то её аспект впервые? Даже если применяемый подход уже известен, то, может быть, он ранее не применялся к той сфере исследований, о которой идёт речь в работе, может быть, он впервые применятся в сочетании с другой научной методологией. Одним словом, излагая научную новизну, нужно показать, что именно сделано и достигнуто впервые. Это нужно сделать, не пересказывая исследование, а выделяя новизну результатов.
Положения, выносимые на защиту – это тезисы научной дискуссии, предлагаемые диссертантом. Это должны быть утверждения о свойствах и закономерностях изучаемой объективной реальности, утверждения, которые не очевидны, не банальны, которые содержат достигнутое в ходе исследования новое знание. И эти вот утверждения, которые теоретически могут быть поставлены под сомнение, диссертант готов защищать, опираясь на проведённое исследование. Собственно говоря, защита диссертации в узком смысле этого понятия, – это и есть защита выдвинутых диссертантом тезисов, которые сформулированы по итогам исследования и которые выражают собою достигнутое новое научное знание.