III. Определение объекта и предмета научного исследования

Вариант 1. Тема: «Защита прав и свобод человека конституциями, уставами субъектов Российской Федерации»
Итак, нужно решить два вопроса: 1) какова та конкретная социальная реальность, с которой исследователь собирается иметь дело в предстоящем исследовании? 2) что именно в этой реальности будет интересовать исследователя, на предмет чего эта реальность будет изучаться? Рассмотрим различные варианты.
Объект исследования – правовая реальность в конституционном поле субъектов Российской Федерации.
Предмет исследования – параметры и характеристики правовой реальности субъектов Российской Федерации, обеспечивающие защиту прав и свобод человека.
ИЛИ:
Объект исследования – концепция прав и свобод человека как общественная идеологема и правовая доктрина.
Предмет исследования – формы реализации концепции прав и свобод человека и обеспечения их защиты в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации.
Такие формулировки объекта и предмета задают высоко теоретический, почти что философско-правовой уровень проводимому исследованию.
Объект исследования – законодательная деятельность и правоприменительная практика в субъектах Российской Федерации.
Предмет исследования – конституционно-правовые механизмы защиты прав и свобод граждан в правовом поле субъектов Российской Федерации.
Такие формулировки объекта и предмета предполагают более практический и прикладной характер исследования.

Вариант 2. Тема: «Механизмы обеспечения экономической безопасности предприятий химической промышленности (на примере Тульской области)»
Итак, нужно решить два вопроса: 1) какова та конкретная социальная реальность, с которой исследователь собирается иметь дело в предстоящем исследовании? 2) что именно в этой реальности будет интересовать исследователя, на предмет чего эта реальность будет изучаться? Рассмотрим различные варианты.
Достаточно часто в формулировке темы бывают заложены и объект исследования, и его предмет. В данном случае наименование темы практически буквально совпадает с предметом исследовательского интереса и прямо указывает на цель исследования. Вполне можно констатировать, что:
Предмет исследования – актуальные направления и методы обеспечения экономической безопасности предприятий химической промышленности (на примере Тульской области). А целью исследования, соответственно, логично будет взять, например, выработку целостного понимания механизмов обеспечения экономической безопасности предприятий химической промышленности.
А вот что может быть объектом исследования, к какой социальной реальности будет обращаться исследователь? Возможны несколько вариантов.
Объект исследования – социально-экономические условия деятельности предприятий химической промышленности в Тульской области.
Объект исследования – деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации в целом и отдельных её регионов.
В первом варианте определения объекта в качестве эмпирической базы будут задействованы различные социально-экономические показатели, характеризующие ситуацию в Тульской области. Вполне оправдано будет применение SWOT и PEST анализа различных действующих факторов.
При втором варианте определения объекта исследования, оно будет строиться на анализе нормативной базы обеспечения экономической безопасности на федеральном и региональном уровнях.
Исследовательская логика в этих двух вариантах определения объекта будет разная: либо «снизу-вверх», – от анализа условий, рисков и угроз в деятельности конкретных предприятий к выработке концепции обеспечения их экономической безопасности; либо «сверху-вниз», – от анализа общей концепции экономической безопасности, существующей в России, к выработке форм её практической реализации в условиях конкретной отрасли и конкретного региона.

Вариант 3. Тема: «Первоначальный этап расследования хищений, совершенных с применением методов социальной инженерии и информационно-телекоммуникационных технологий»
Итак, нужно решить два вопроса: 1) какова та конкретная социальная реальность, с которой исследователь собирается иметь дело в предстоящем исследовании? 2) что именно в этой реальности будет интересовать исследователя, на предмет чего эта реальность будет изучаться? Рассмотрим различные варианты.
Если в прошлом примере формулировка темы практически совпадала с предметом исследования, то в этом случае она практически совпадает с его объектом. Той социальной реальностью, с которой будет иметь дело исследователь, – то есть объектом исследования является, по всей видимости, деятельность органов дознания и следствия по расследованию хищений, совершенных с применением методов социальной инженерии и информационно-телекоммуникационных технологий.
О предмете исследовательского интереса в наименовании темы не говорится, однако, скорее всего, исследователя интересует качество нормативного обеспечения, методы и алгоритмы организации предварительного этапа расследования данного вида преступлений, особенности сбора и фиксации информации по этим уголовным делам.
Впрочем, приведённая формулировка темы допускает и такой подход к её исследованию, когда объектом будет являться уголовно-правовая и уголовно-процессуальная база проведения предварительного этапа расследования хищений, совершенных с применением методов социальной инженерии и информационно-телекоммуникационных технологий. При этом формулировка предмета исследования будет мало отличаться от приведённой выше: исследователя, видимо, будут интересовать особенности организации расследования по данной категории дел. Вот только идти к предмету своего интереса в этих двух вариантах исследователь будет по-разному. Либо он будет опираться, в первую очередь, на изучение практической деятельности по расследованию хищений, совершенных с применением методов социальной инженерии и информационно-телекоммуникационных технологий, либо он будет двигаться к пониманию специфики первоначального этапа расследования подобных хищений, исходя из общих принципов и норм уголовно-процессуального права.

Вариант 4. Тема: «Служебная лояльность в структуре личностной надежности сотрудников органов внутренних дел»
Итак, нужно решить два вопроса: 1) какова та конкретная социальная реальность, с которой исследователь собирается иметь дело в предстоящем исследовании? 2) что именно в этой реальности будет интересовать исследователя, на предмет чего эта реальность будет изучаться? Рассмотрим различные варианты.
В данном случае мы снова видим (как и в втором варианте этого раздела), что предмет исследовательского интереса достаточно явно обозначен в наименовании темы. Разумеется, точную формулировку предмета исследования всё-таки необходимо выработать: будет ли это именно явление и понятие служебной лояльности, или же более широко – общая структура личностной надёжности сотрудников органов внутренних дел, в которой служебная лояльность занимает определённое важное место и неразрывно связана с другими профессионально значимыми качествами.
Что касается объекта исследования, то он наименованием темы прямо не задан, и над его определением необходимо потрудиться. Именно от того, как будет определён объект исследования, зависит постановка конкретных исследовательских задач и обоснование применяемых эмпирических методов, которые существенно определяются тем, с какого рода социальной реальностью собирается иметь дело исследователь.
Объект исследования в данном случае может быть определён, например, как система морально-психологической подготовки и воспитательной работы в органах внутренних дел. А может быть определён совсем по-другому: структуры профессионального сознания сотрудников органов внутренних дел. В первом случае исследование будет иметь в качестве эмпирической базы нормативные, планирующие и отчётные документы, в во втором – результаты специализированных и углублённых психологических обследований. В первом случае служебная лояльность будет рассматриваться как один из ориентиров или приоритетов в организации работы с личным составом, а во втором – как психологическая характеристика в системе иных профессионально значимых психологических качеств личности сотрудника органов внутренних дел.
Объектом исследования может выступать и управленческая деятельность в органах внутренних дел, поскольку и личностная надёжность, и служебная лояльность как её составная часть представляют собой значимые факторы обеспечения эффективности деятельности руководителя. К исследованию обозначенной темы можно подойти и с этой стороны: главной проблемой в этом случае может стать взаимосвязь служебной лояльности, личностной надёжности и эффективности управления.

Вариант 5. Тема: «Специфика субъективных представлений и переживания счастья у людей старшего и пожилого возраста»
Итак, нужно решить два вопроса: 1) какова та конкретная социальная реальность, с которой исследователь собирается иметь дело в предстоящем исследовании? 2) что именно в этой реальности будет интересовать исследователя, на предмет чего эта реальность будет изучаться? Рассмотрим различные варианты.
Данная тема даёт возможность остановиться на специфике объекта и предмета в психологических исследованиях. Автор диссертации, название которой мы в данном случае вязли как материал для упражнения, пишет просто: «Объект исследования: субъективные представления о счастье у людей старшего и пожилого возраста». Иначе говоря, объективной реальностью, с которой исследователь предполагает иметь дело, объявляются субъективные представления… Тот факт, что это звучит вразрез с логикой, что здесь совмещаются несовместимые по смыслу понятия субъекта и объекта, должен заставить задуматься.
Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что «субъективные представления (как и субъективные переживания)» – это плеоназм, дублирование смысла («масло масляное», выражаясь по-простому): представления, по определению, могут быть только субъективными. Поэтому ничего не потеряла бы приведённая выше формулировка, если это слово из неё исключить: «Объект исследования: представления о счастье у людей старшего и пожилого возраста». Это уже некоторым образом снимает логическое недоумение: какие-то представления человека для него самого, конечно, являются субъективными, но для исследователя они – именно объективная реальность, которую он изучает.
Можно, и даже будет весьма полезно, ещё уточнить формулировку объекта исследования. Представления о счастье не существуют изолировано, они неразрывно связаны со всей системой мировоззренческих убеждений, идеалов, норм и ценностей, которую имеет человек. В отрыве от этой общемировоззренческой основы представления о счастье вообще изучены быть не могут. А потому, возможно, было бы корректно определить предмет исследования именно как систему жизненных и мировоззренческих ориентиров и приоритетов у людей старшего и пожилого возраста. Нетрудно заметить, что мировоззрение пожилых людей, будучи, конечно, их субъективной реальностью, в рамках такого исследования рассматривается именно как некоторый фрагмент социальной реальности.
А вот предметом исследовательского интереса как раз и могли бы стать отношения и связи представлений о счастье с иными мировоззренческими ориентирами и приоритетами в рамках мировоззрения людей старшего и пожилого возраста.

Вариант 6. Тема: «Эволюция полномочий прокурора в России в сфере уголовного преследования лиц, совершивших преступления (XVIII – XX вв.)»
Итак, нужно решить два вопроса: 1) какова та конкретная социальная реальность, с которой исследователь собирается иметь дело в предстоящем исследовании? 2) что именно в этой реальности будет интересовать исследователя, на предмет чего эта реальность будет изучаться? Рассмотрим различные варианты.
Прежде чем перейти к сути задания, отметим, что формулировка темы, как и в прошлом задании содержит плеоназм: «уголовное преследование лиц, совершивших преступления». А разве бывает уголовное преследование лиц, НЕ совершивших преступления?! Даже если речь идёт о следственной и судебной ошибке, то всё равно само осуществление уголовного преследования исходит из той предпосылки, что человек преступление совершил. Механизмы уголовного преследования (и, в частности, полномочия прокурора, интересующие исследователя) никак не зависят от объективной истины по делу. Таким образом, исключая речевую и смысловую избыточность, тему следует сформулировать так: «Эволюция полномочий прокурора в России в сфере уголовного преследования (XVIII – XX вв.)».
Объект исследования по заявленной теме может быть определён как система (или механизм) уголовного преследования в России в период с 18-го по 20-й век. Отметим, что при формулировке объекта исследования будет полезно указать более точные хронологические рамки, чем те, которые заявлены в наименовании темы. Возможно, исследование ограничится периодом Российской империи, и тогда следует указывать как хронологические границы 1721 – 1917 годы. Если диссертант намерен проследить дальнейшую эволюцию полномочий прокурора в советский период (что было бы весьма интересно), – то этими границами будут 1721 – 1991 годы. Если же исследование захватит и постсоветский период (что тоже имеет смысл), то крайней хронологической границей станет 2000 год.
Предмет исследования, как и в некоторых предшествующих примерах, задан уже в наименовании темы, – это наименование может быть просто перенесено в формулировку предмета. Более строго, в зависимости от намерений диссертанта, предмет исследования может быть задан, например, как предпосылки и направления изменения полномочий прокурора в рамках российской системы уголовного преследования; или как трансформация места и роли прокурорской деятельности и полномочий прокурора в контексте уголовной политики российского государства в XVIII – XX веках.