II. Постановка проблемы научного исследования

Вариант 1. Тема: «Управление процессами принятия решений в организационных системах на основе многовариантной структурной оптимизации цифровой среды»
Какой конкретно научный вопрос мы поставим в рамках данного исследования? При анализе степени разработанности данной темы может выясниться ряд проблемных вопросов, которые либо вовсе не ставились в научной литературе, либо решены, по мнению диссертанта, недостаточно полно и точно. Так, например, могут обнаружиться следующие основания для постановки научной проблемы исследования.
Поскольку деятельность по принятию решений является частью управленческого процесса, получается, что «управление процессами принятия решений» является, по сути, управлением процессом управления. В этой связи возникает проблема соотношения функций и взаимной коммуникации субъекта управления в организационной системе и субъекта управления процессом управления в организационной системе. Возможно, что такой вопрос в научной литературе или недостаточно разработан, или вообще не ставился.
Наверняка существует проблема влияния оптимизации цифровой среды организации на процесс принятия управленческих решений и в целом на эффективность системы управления в ней. Усложнение управленческих моделей (в том числе и с использованием цифровых технологий), как и упрощение управленческих связей должны иметь целью повышение эффективности управленческой деятельности. Нахождение оптимального баланса сложности и простоты управленческой системы – это и есть задача оптимизации. Если этот вопрос недостаточно изучен в научной литературе, то это могло бы стать центральной проблемой проводимого исследования.
Возможно, научная проблема исследования будет связана с разработкой принципа многовариантности при осуществлении оптимизации цифровой среды и анализом влияния этого принципа на управление процессами принятия решений.
В любом случае – именно от конкретной проблематизации темы исследования напрямую зависит и его содержание, и возможная научная новизна.

Вариант 2. Тема: «Взаимодействие педагогов с родителями подростков в условиях современной ситуации развития детства»
Какой конкретно научный вопрос мы поставим в рамках данного исследования? При анализе степени разработанности данной темы может выясниться ряд проблемных вопросов, которые либо вовсе не ставились в научной литературе, либо решены, по мнению диссертанта, недостаточно полно и точно. Так, например, могут обнаружиться следующие основания для постановки научной проблемы исследования.
Современные информационно-коммуникационные технологии дают возможность организовать взаимодействие педагогов с родителями подопечных учеников в новых формах. Общераспространёнными стали, например, коллективные чаты на различных информационных платформах. Помимо этих инициативных форм организации коммуникации, существуют и вполне официальные школьные сайты с электронными дневниками школьника и иными ресурсами, позволяющими организовать взаимодействие педагогов и родителей. Возможно, такая практика в целом или отдельные её специфические моменты недостаточно изучены и могут стать научной проблемой исследования по заявленной теме. Проблемным является также, например, вопрос об оптимальном сочетании традиционных форм взаимодействия педагогов с родителями подростков и обозначенных только что инновационных технологий.
Может представлять интерес проблематизация вопроса о соотношении мотивов и целей взаимодействия со стороны педагогов и со стороны родителей подростков. В идеале мотивы и цели с обеих сторон должны быть подчинены единой сверхзадаче: эффективному и правильному формированию личностных качеств и образовательных компетенций обучающегося подростка. Однако на деле всегда имеется достаточно сложное сплетение психологических и организационных факторов. Изучение и сравнение мотивации и целеполагания взаимодействующих сторон может быть заявлена и как главная проблема проводимого исследования.
Кроме того, речь в наименовании темы идёт не просто о взаимодействии педагогов с родителями подростков, в нём акцентируется внимание на той особой современной ситуации развития детства, с которой приходится иметь дело и родителям, и педагогам. Взаимодействие педагогов с родителями происходит именно по поводу их совместного и желательно согласованного взаимодействия с этой современной ситуацией развития детства. Проблема проводимого научного исследования может быть поставлена именно как вопрос о структуре этого трёхстороннего взаимодействия: педагог – родитель – ситуация детства.
Современная ситуация развития детства очевидно является и процессом, и продуктом общественного развития, и в этой связи – фактором изменения института образования в современном мире. Вопрос об историческом изменении формы и содержания образовательной деятельности в целом, а также того места, которое в рамках этой деятельности занимает взаимодействие педагогов с родителями, может быть поставлен как главная проблема проводимого исследования.
В любом случае – именно от конкретной проблематизации темы исследования напрямую зависит и его содержание, и возможная научная новизна.

Вариант 3. Тема: «Криминологическая характеристика региональной женской преступности и ее предупреждение»
Какой конкретно научный вопрос мы поставим в рамках данного исследования? При анализе степени разработанности данной темы может выясниться ряд проблемных вопросов, которые либо вовсе не ставились в научной литературе, либо решены, по мнению диссертанта, недостаточно полно и точно. Так, например, могут обнаружиться следующие основания для постановки научной проблемы исследования.
Судя по формулировке темы, диссертант собирается исследовать женскую преступность в отдельно взятом, скорее всего своём родном регионе. В этой связи может выясниться, что в целом криминологические характеристики женской преступности в данном регионе изучены недостаточно. В том случае, например, когда изучаемый регион в течение тридцати лет находился в составе иного государства и присоединился к России только недавно такая ситуация вполне естественна. Возможно, и в некоторых регионах, которые уже в течение веков входят в состав России, криминологические характеристики региональной женской преступности в научной литературе представлены слабо. В этом случае научная проблема очевидна: необходимо сформировать целостную криминологическую картину состояния и тенденций изменения женской преступности в изучаемом регионе.
Возможно также, что социальная реальность в регионе изменилась таким образом, что требуется научное осмысление этих изменений с точки зрения криминологического анализа женской преступности. Так, например, в течение уже ряда лет мы наблюдаем тенденцию к снижению насильственной преступности и резкий рост преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий. А ведь известно, что доля женской преступности в насильственных преступлениях очень мала, зато весьма существенна в мошенничествах. Таким образом, можно поставить следующую проблему: как влияет изменение общей структуры преступности на криминологические характеристики преступности женской?
А возможно, изучение научной литературы по теме покажет, что в ней применительно к изучаемому региону и его конкретной криминологической ситуацией недостаточно проработан вопрос о связи криминологических характеристик женской преступности концептуальными основами её предупреждения. Проблемой исследования в этом случае может быть вопрос об эффективности имеющейся системы предупреждения женской преступности и о возможных мерах по её совершенствованию. И тогда из такой постановки проблемы прямо будет следовать формулировка его цели: выработка концепции (или стратегии) предупреждения именно женской преступности в конкретном регионе с опорой на её криминологическую характеристику.
В любом случае – именно от конкретной проблематизации темы исследования напрямую зависит и его содержание, и возможная научная новизна.

Вариант 4. Тема: «Механизм оценки миграционных процессов и их влияния на экономическую безопасность регионов»
Какой конкретно научный вопрос мы поставим в рамках данного исследования? При анализе степени разработанности данной темы может выясниться ряд проблемных вопросов, которые либо вовсе не ставились в научной литературе, либо решены, по мнению диссертанта, недостаточно полно и точно. Так, например, могут обнаружиться следующие основания для постановки научной проблемы исследования.
Механизм оценки миграционных процессов самих по себе, скорее всего, научной проблемой не является: существующие традиционные по своим видам статистические данные, при применении к ним элементарных методов статистического анализа, как кажется, вполне позволяют дать достаточно полную оценку миграционной ситуации. Общее количество мигрантов, сальдо миграции по регионам, соотношение внутренней и внешней миграции, доля различных регионов и стран соответственно во внутренней и внешней миграции, – по всем этим показателям существуют готовые статистические данные, а также анализ из взаимосвязи и динамики. Впрочем, диссертант может исходить из убеждения, что существующие статистические методы оценки миграционных процессов недостаточны, и в этой связи поставить проблему выработки новых механизмов их оценки.
И всё-таки гораздо более проблемной является оценка влияния миграции на экономическую безопасность регионов. Прежде всего, выработка критериев оценки экономической безопасности региона уже представляет собой очень сложную проблему. В отличие от миграционных процессов, которые достаточно полно характеризуются количественными показателями, экономическая безопасность требует для своей оценки предварительной выработки системы индикаторов, которые можно было бы замерить. В научной литературе вопрос об индикаторах и показателях экономической безопасности, несомненно, рассматривался. Однако в ходе изучения вопроса может выясниться, что для оценки влияния миграционных процессов на экономическую безопасность её индикаторы и показатели необходимо уточнить. Это может быть достаточно перспективным вариантом постановки научной проблемы в рамках заявленной темы.
Далее, – для того, чтобы анализировать механизмы оценки влияния миграционных процессов на экономическую безопасность регионов, необходимо сначала выяснить механизмы влияния миграции на экономическую безопасность. Необходимо поставить вопрос: каким конкретно образом, через какую причинно-следственную цепочку миграционные процессы способны оказывать позитивное или негативное влияние на экономическую безопасность в том или ином регионе. Прояснение механизма этого влияния может быть одной из центральных проблем проводимого научного исследования, поскольку от решения этого вопроса зависит также и выработка механизмов оценки влияния.
В любом случае – именно от конкретной проблематизации темы исследования напрямую зависит и его содержание, и возможная научная новизна.

Вариант 5. Тема: «Психологическая коррекция личности несовершеннолетних, совершивших кражи»
Какой конкретно научный вопрос мы поставим в рамках данного исследования? При анализе степени разработанности данной темы может выясниться ряд проблемных вопросов, которые либо вовсе не ставились в научной литературе, либо решены, по мнению диссертанта, недостаточно полно и точно. Так, например, могут обнаружиться следующие основания для постановки научной проблемы исследования.
Юридическая психология и в том числе психологическое изучение личности преступника представлены в научной литературе множеством работ. И всё-таки при изучении степени научной разработанности темы может выясниться, что именно личность несовершеннолетнего преступника, совершившего кражу, изучена в психологии недостаточно – либо в целом, либо в каких-то отдельных важных аспектах. Так, например, личность несовершеннолетнего преступника, совершившего кражу с банковского счёта, скорее всего, будет отличаться по психологическим характеристикам от личности несовершеннолетнего преступника, совершившего кражу с незаконным проникновением в жилище, – и это при одной и той же уголовной ответственности – по ч. 3 ст. 158 УК РФ. Кражи с банковского счёта с использованием информационно-компьютерных технологий не так давно вошли в нашу социальную реальность, так что существует вероятность того, что психологические исследования личности преступника по соответствующим уголовным делам имеют определённые пробелы. Необходимость научного исследования таких «белых пятен» может быть научной проблемой в рамках обозначенной темы.
При ином подходе к разработке заявленной темы в качестве центральной научной проблемы может быть указана необходимость анализа эффективности методов психологической коррекции личности несовершеннолетнего преступника, применяемых в настоящее время.
Возможна в рамках заявленной темы постановка и такой научной проблемы: является ли определяющим при выборе методики психологической коррекции характер совершённого преступления, или же в этом вопросе следует ориентироваться на общий психологический анамнез? Скорее всего, характер совершённого преступления (кража в данном случае) будет значимым фактором для психолога, проводящего психологическую коррекцию, однако степень этой значимости необходимо будет выяснить в ходе исследования.
В любом случае – именно от конкретной проблематизации темы исследования напрямую зависит и его содержание, и возможная научная новизна.

Вариант 6. Тема: «Состояние и направления совершенствования уголовно-правового реагирования на преступления коррупционной направленности»
Какой конкретно научный вопрос мы поставим в рамках данного исследования? При анализе степени разработанности данной темы может выясниться ряд проблемных вопросов, которые либо вовсе не ставились в научной литературе, либо решены, по мнению диссертанта, недостаточно полно и точно. Так, например, могут обнаружиться следующие основания для постановки научной проблемы исследования.
Заявленная тема даёт возможность постановки большого числа научных вопросов, которые могут претендовать на статус центральной проблемы проводимого исследования. Во-первых, – насколько существующая система мер уголовно-правового реагирования адекватна реально имеющимся коррупционным угрозам? Такая постановка проблемы предполагает анализ приоритетов в уголовно-правовой политике государства. Прежде чем изучать направления совершенствования уголовно-правового реагирования, следует изучить направления самого этого уголовно-правового реагирования на предмет того, насколько эти направления соответствуют характеру коррупционных угроз.
Во-вторых, постановка научной проблемы в рамках данной темы может предполагать исследование внутренней структуры коррупционного преступления, соотношения криминальных ролей и функций взяткодателя, взяткополучателя и посредника во взятке с точки зрения общественной опасности совершаемых ими деяний и целесообразных мер уголовно-правового реагирования. Такая постановка проблемы ориентирует исследователя на построение целостной концепции уголовно-правового реагирования на преступления коррупционной направленности, что должно быть в дальнейшем отражено в формулировке цели научного исследования.
В-третьих, как известно, цифровая трансформация общественной жизни является в настоящее время мощным фактором изменения в том числе и преступности, и средств противодействия ей. Использование информационных технологий, криптовалют в том числе, накладывает свой отпечаток на практику совершения коррупционных преступлений. Научной проблемой исследования по заявленной теме может быть необходимость исследования этих новых свойств и характеристик социальной реальности с точки зрения стратегии уголовно-правовой политики в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности.
В любом случае – именно от конкретной проблематизации темы исследования напрямую зависит и его содержание, и возможная научная новизна.