
Предлагаемое учебно-практическое пособие ориентировано на отработку практических навыков определения формальных параметров проводимого диссертационного исследования на его первоначальном этапе, который может быть назван подготовительным или предварительным. На этом этапе исследователю необходимо обосновать научную актуальность взятой темы, сформулировать решаемую научную проблему, определить объект и предмет исследования, поставить цель, выдвинуть гипотезу, наметить конкретное содержание и последовательность решения исследовательских задач, а также обосновать конкретную методологию их решения.
Этот этап далее по тексту пособия именуется «предварительным» за неимением другого более подходящего слова. С одной стороны, это – ещё не само собственно научное исследование, понимаемое как выработка нового научно обоснованного знания, но с другой стороны, это – именно этап научного исследования, притом очень важный этап, на котором новое научное знание ещё не вырабатывается, но который существенным образом обеспечивает возможность получения нового научного знания в настоящем его смысле. Попытки провести научное исследование, игнорируя этот предварительный его этап или заменяя настоящее проведение этого этапа симуляцией, ведут к тому, что получаемый текст (статья, диссертация или даже монография) будет лишён какой бы то ни было научной значимости.
Материалом для заданий, сформулированных в данном учебно-практическом пособии послужили темы кандидатских диссертаций, защищённых в России во второй половине 2023 года. Распределение по научным специальностям при этом следующее (указывается шифр научной специальности и количество взятых для пособия тем):

Использованные темы были взяты с официального сайта ВАК (https://vak.minobrnauki.gov.ru/main), из раздела «Объявления о защитах». Выбор научных специальностей, а также их доля в общем массиве были определены потребностями адъюнктуры Академии управления МВД России, где реализуются программы подготовки научных и научно-педагогических кадров именно по этим научным специальностям.
Впрочем, методологическая техника решения задач предварительного этапа научного исследования принципиально одна и та же во всех этих научных специальностях, относящихся к социально-гуманитарной сфере. Даже специальность 2.3.4. «Управление в организационных системах», относящаяся к техническим наукам, имеет самое прямое отношение к исследованию социальной реальности. Таким образом, приведённый теоретико-методологический анализ вариантов решения задач предварительного этапа научных исследований по предлагаемым темам будет интересен и полезен обучающимся вне зависимости от их конкретной научной специализации.
Первая часть пособия предельно кратко излагает суть формальных параметров научного исследования, которые должны быть определены на предварительном его этапе для обеспечения по-настоящему научного характера исследовательской деятельности. Вторая часть представляет собой формулировку практических заданий по определению отдельных формальных параметров научного исследования. Решение этих заданий, разумеется, имеет вариативный характер и предполагает принятие определённых дополнительных предпосылок, позволяющих обосновать том или иной вариант. Третья, наиболее объёмная часть пособия посвящена теоретико-методологическому анализу возможных вариантов решения предложенных отдельных задач предварительного этапа научного исследования.
То, как сами авторы работ, темы которых послужили материалом для заданий, определили методологические параметры проводимых исследований, отразив это в авторефератах и вводной части диссертаций, было в процессе подготовки данного пособия оставлено за скобками. Целью теоретико-методологического анализа вариантов решения задач предварительного этапа научных исследований по предлагаемым темам была демонстрация методологической техники и более полное раскрытие смысла определяемых формальных параметров научного исследования на конкретных примерах.
Брать за образец реальные авторефераты было бы, конечно, невозможно. Из сорока двух авторефератов гипотеза исследования сформулирована только в десяти, формулировка проблемы присутствует только в девяти. Особенно тревожно обстоит дело с определением формальных параметров проводимого исследования у диссертантов по юридическим наукам (25 из 42 задействованных в пособии тем). Ни по одному из этих исследований не сформулированы ни научная проблема, ни исследовательская гипотеза, а в одном случае даже не определены конкретные методы исследования (соответствующий пункт автореферата представляет собой расплывчатые рассуждения о «теоретико-методологических основаниях» без упоминания хотя бы одного метода). А недостаткам в части определения объекта и предмета при проведении научных исследований по юридическим наукам посвящена отдельная статья, помещённая в списке рекомендуемой литературы.
В предлагаемом учебно-практическом пособии каждая из сорока двух тем использована для примера решения одной из семи задач предварительного этапа проведения научного исследования. То есть на каждый формальный параметр исследования приведено шесть примеров. Ничто не мешает преподавателю и обучающимся, ориентируясь на приведённые примеры, упражняться в определении любого из формальных параметров на примере любой темы.
Учебно-практическое пособие может быть использовано как для организации семинарских и практических занятий по учебной дисциплине «Методология подготовки и проведения научного исследования» (либо «Методология и методы научных исследований»), так и в ходе самостоятельной подготовки по соответствующей тематике.