На горах покататься, в блинах поваляться...
Не все коту масленица,
будет и Великий пост
К Великому посту христиане готовятся загодя, за три недели. Сначала после воскресенья, в которое за службой читается евангельская притча о фарисее и мытаре, проходит сплошная седмица. Сплошная – значит то, что в эту неделю нет обычного во весь год поста в среду и пятницу. Следующая неделя – обычная в смысле пищевого рациона, в воскресенье перед ней в Церкви читается притча о блудном сыне. А потом наступает Масленица, которую предваряет евангельское чтение о том Страшном Суде, который ждет каждого человека в конце мира. На Масленице, которая по церковному называется «сырной седмицей» уже не едят мяса (и потому воскресение, с которого она начинается называют мясопустным), но всё остальное можно во все дни, включая и среду с пятницей. То есть Масленица это уже немножко пост (мяса-то уже не едят), но все-таки – Праздник, длящийся непрерывно целых семь дней.
Живые и очень яркие воспоминания того, как праздновалась Масленица в старой России, можно найти в книге И.С. Шмелева «Лето Господне»: «Масленица… Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармони… Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и всё были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед грустью… перед постом?».
Годовой круг церковной жизни в некотором смысле изображает собой всю историю человечества. Масленица соответствует здесь райской жизни человека до грехопадения, когда мяса люди еще не ели и жили в радостном единстве с Богом. А в последний день Масленицы, в воскресение перед Великим постом церковь с своих службах вспоминает изгнание людей из рая: отступив от Бога люди сами лишили себя радости. В Церкви этот день называется еще Прощеным воскресением, потому что на пороге Поста люди должны примириться со всеми, испросив у всех прощения и простив искренно всех: перед лицом нашей общей беды – греха и смерти – что значат наши мелочные обиды! Семь недель Великого поста символизируют жизнь человечества до рождения Христа, а Пасхальные торжества – это празднование спасения людей, празднование той победы над грехом и смертью, которая даруется каждому через соединение со Христом. И от Пасхи до следующей Масленицы, до Недели о Страшном Суде – это жизнь человечества от спасительного пришествия Христова до конца этого мира, до того Суда, когда каждый по делам и вере получит именно то, к чему своей земной жизнью устремился. Нам бы только отличить настоящие блага от бессмысленной мишуры!..
Каждый год, да и вообще всей своей жизнью человек проходит этот путь от первозданного рая к Царству Небесному. Точнее сказать – призван пройти. Но если для человека райская радость Масленицы выражается в одной разнузданности, а труд и тяготы Великого поста он на себя не принимает – дескать, нам и без Христа неплохо, – если Воскресения Христова он и не заметил или, «отметив» Пасху, так и не понял, что в этот день произошло, если и потом живет человек так, словно и не приходил на землю Бог, чтобы его спасти, если и перспектива ответить за все свои дела, слова и мысли никак не напрягает его, – боюсь, что жизнь его промахнется мимо цели, в никуда уйдет…
Радостно широкой нам всем Масленицы! Радостно вдумчивого нам всем Великого Поста! И, конечно, торжествующей пасхальной всем нам радости!
Дай Бог!