
А "последствия" мы будем оценивать по тому, приносят ли они пользу? Или, может быть, по степени удовольствия, которое будут испытывать те или иные люди вследствие этого поступка? – Ну, так про это уже была речь... Но, если вы это пропустили, то – пожалуйста:
Разве добро всегда и всем приятно? А всегда ли то, что приятно, является добром? И, что очень важно, – приятно будет КОМУ? Вряд ли есть что-то приятное всем. Приятность, как и польза, всегда относительна, она всегда чья-то, и без указания, КОМУ именно что-то приятно, рассуждения о приятном вообще не имеют смысла. Не бывает "приятного вообще".
А зло, – разве оно не бывает приятно? И порою даже многим людям... Процитируем известные слова Чингизхана: "Самое великое наслаждение для мужчины есть победить своих врагов, гнать их перед собой, вырвать у них все, чем они владеют, увидеть купающимися в слезах лица дорогих им близких людей, оседлать их лошадей, сжимать в объятиях их супруг". Это он говорит про высшее наслаждение, однако, если бы его спросили, является ли такая жизнь деланием добра, он бы, наверное, просто рассмеялся глупости этого вопроса. Добром, конечно, не является, да оно и не нужно никому это "добро", с его точки зрения, кроме слюнтяев, стариков и, может быть, женщин.
Разве добро всегда и всем полезно? А всегда ли то, что полезно, является добром? И, что очень важно, – полезно КОМУ? Вряд ли есть что-то полезное всем. Польза, как и приятность, всегда относительна, она всегда чья-то, и без указания, КОМУ именно приносится польза, слова о пользе вообще не имеют смысла. Не бывает "полезного вообще".
А зло, – разве оно не бывает полезным? И порою даже многим людям... Люди очень часто потому и делают зло, что надеются получить с этого выгоду, пользу для себя. А порой – и не только для себя пользу, но и для своей семьи, своего сообщества, своего народа.
Итак, и добро, и зло могут быть кому-то приятны, а кому-то неприятны, могут приносить кому-то пользу (а кому-то наоборот). Тогда – чем же они отличаются?