К выработке принципа соборности в социальной философии
Русская философская традиция, трагически прерванная революционными событиями начала XX века, почти не успела по-настоящему повлиять на мировую философскую мысль. Однако такое воздействие было бы не только возможно, но и необходимо. Возможность плодотворного воздействия русской мысли на западноевропейскую философию обуславливается тем, что самобытные и глубокие духовные основания этой мысли почти незнакомы Западу. Необходимость же обогащения западной философии «русским духом» стала особенно насущной в виду очевидного ее выхолащивания.
Одним из самых ярких и ценных выражений русской мысли явилась идея соборного единства. Нельзя сказать, чтобы это понятие осталось незамеченным современными авторами, но оно остается по сей день неосвоенным по существу. На наш взгляд, идея соборности может и должна быть разработана в качестве фундаментального онтологического принципа, однако первостепенное значение она имеет, конечно, для углубления и творческого обновления социальной философии. И здесь ее значение сказывается, прежде всего, не на уровне феноменологического описания общества, а в раскрытии онтологических его основ. Смысл принципа соборности в социальной философии заключается, вкратце сказать, в том, что «конкретно-всеобщим явлением» общественной жизни мыслится Церковь. Как сказал бы Э.В. Ильенков, «с точки зрения канонов старой, традиционной формальной логики это определение чересчур «конкретно», чтобы быть «всеобщим», но именно такое «всеобщее» заключает, воплощает в себе «все богатство частностей» не как «идея», а как вполне реальное особенное явление, имеющее тенденцию стать всеобщим и развивающее «из себя» … другие «особенные» формы действительного движения» (статья «Всеобщее»). Выдающийся советский философ мыслил «конкретно-всеобщее» человеческой общественности в другом ключе, чем мы, однако, используя его логические наработки в «идеалистически перевернутом виде», мы всего лишь довершаем «диалектический виток», начатый переворачиванием Гегеля.
Церковь есть фундаментальная социально-онтологическая реальность и ключ к выстраиванию настоящей социальной философии. Под Церковью здесь понимается единство людей, утвержденное в вере и служении («социально-философское понятие Церкви» у С.Л. Франка). Соборность такой «Церкви» есть первичный акт самореализации человеческого бытия, как личного, так и общественного. Логика соборного единства пронизывает всю жизнь человека, органически совмещая в себе динамику бесконечной устремленности к Богу и неизменность, абсолютность, вечность ценностного пространства человеческого бытия. Социальная философия оказывается, таким образом, неразрывно связана с общеонтологической и антропологической проблематикой, осмысление общества исходит из раскрытия смысла человеческого бытия, взятого в его предельных основаниях. Соборное понимание общественной жизни позволяет говорить о человеке не как об атомарном существе лишь внешним образом соотнесенном с другими индивидами, но в то же время избежать и растворения человеческой личности в тотальности «всеединого человечества». Человек не есть единоличное существо, но он не есть и «винтик», «клеточка» общества. Общество не есть простой набор атомарных индивидов, но оно не есть и безлично объективная стихия, отменяющая собою всякую самобытную значимость отдельного человека. Личность и общество не редуцируются друг к другу и не представляют собой борющиеся стороны противоречия, они есть выражения соборности человеческого бытия, они укоренены в этой соборности. Принцип соборности, – основания для разработки которого дает нам русская духовно-философская традиция, – позволил бы в органическом единстве и предельно глубоко осмыслить все формы и уровни человеческой социальности: от «тайны двух» и семейного бытия до государственности и всемирной истории.